+7(926)208-66-66      2086666@mail.ru

Фонд науки и образования

  В октябре 2018 г. (4 и 5 октября) впервые в Москве проходил Глобальный Симпозиум «Повышение финансовой грамотности в мире: реализация и инновации», организаторы ОЭСР и Минфин России.

  Симпозиум посетили более 250 делегатов из 60 стран: ведущие эксперты в области финансового образования – руководители национальных программ финансовой грамотности, представители министерств финансов и центральных банков стран G20, ОЭСР, СНГ, ведущих университетов США и Австралии, занимающихся проблематикой финансовой грамотности.

  В приветственной речи Первый заместитель Председателя Правительства РФ - Министр финансов А.Г. Силуанов отметил важность вопросов финансового образования, поделился результатами проведенной работы в этой области в России, а также дальнейшими планами по повышению финансовой грамотности в стране. «Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет грамотного распределения денежных ресурсов и планирования будущих расходов», - подчеркнул он.

  В выступлениях участников звучали не только достижения, но и многие обеспокоены проблемами, которые сдерживают повышение уровня финансовой грамотности и вызовы, которые стоят перед Россией: недоверие населения к финансовой системе, неумение населения отстаивать свои права в потреблении финансовых услуг, а также недостаточность знаний у населения в финансовой сфере (зам. Министра финансов РФ – С. Сторчак).

  О перспективах рассказал Директор Департамента международных финансовых отношений Минфина России рассказал А., в частности, он отметил, что «Сегодняшнее обсуждение показало, что в течение последних 10 лет международное сообщество достигло значительного прогресса в сфере финансового образования. Однако многое еще предстоит сделать» …уже завершена работа по согласованию «дорожной карты» реализации стратегии повышения финансовой грамотности с заинтересованными сторонами и выразил надежду, что в ближайшее время она будет подписана. Также А. Бокарев напомнил, что 29 октября 2018 года стартует традиционная Всероссийская неделя сбережений, в которой пригласил всех принять участие.

 

  Приветственная речь Первого заместителя Председателя Правительства РФ - Министра финансов РФ А.Г. Силуанова:

  «Добрый день, уважаемые господа! Рад приветствовать всех участников и благодарим ОЭСР за возможность принимать Симпозиум в России в юбилейный, десятый год работы Международной сети ОЭСР по финансовому образованию.

  Российская Федерация на протяжении многих лет является активным участником этого сообщества, партнером ОЭСР по продвижению международных инициатив в области финансовой грамотности на разных площадках - «Группы двадцати» и Форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Это происходит в рамках взаимовыгодного сотрудничества: обмена опытом, возможности получить новейшие методики, экспертную поддержку.

  Нынешний Симпозиум посвящен осмыслению прогресса, который достигнут за прошедшее десятилетие, презентации данных об уровне финансовой грамотности в мире, в том числе, результатов сравнительного исследования в странах СНГ, новым возможностям и рискам, связанным, в частности, с цифровизацией финансовых услуг.

  Финансовая грамотность – жизненно важное умение в XXI веке. Россия за короткое время прошла большой путь. Всего 30 лет назад финансовая грамотность была менее востребована. Все финансовые институты были государственными, рынок финансовых услуг был неразвит. В 1990-е годы многие проходили школу финансовой грамотности на своем опыте и не всегда успешно.

  Сегодня ситуация принципиально иная. Начало текущего века характеризуется стремительным развитием финансовых рынков, усложнением финансовых продуктов, появлением цифровых услуг, возрастанием личной ответственности за свое финансовое будущее. Многие люди по-прежнему учатся на собственных ошибках. К сожалению, это так. Сегодня финансовая грамотность является таким же важным навыком для каждого, как умение считать, читать или пользоваться компьютером.

  Наличие базовых знаний в этой области снижает риски накопления чрезмерной задолженности граждан по потребительским кредитам, является средством противодействия недобросовестным участникам финансовых рынков. Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет грамотного распределения своих денежных средств и планирования будущих расходов.

  Обладая основами финансовой грамотности, человек может повысить эффективность использования своих ресурсов, накоплений, по нашим оценкам, на 20% - 30%. Не менее важно то, что такие люди не будут держать деньги под подушкой, а станут вкладывать эти средства для получения дохода. Эти средства должны иметь надежную защиту. Все мы понимаем, что сбережения граждан являются существенным ресурсом, как для получения доходов самих людей, так и ресурсом для развития экономики страны.

  Понимая важность этих вопросов, Министерство финансов в 2011 году запустило при поддержке Всемирного банка масштабную программу повышения финансовой грамотности. В России не было инфраструктуры обучения финансовой грамотности, образовательных программ, системы подготовки соответствующих кадров. За эти годы мы создали масштабную сеть методических центров и систему подготовки кадров, разработаны образовательные программы и учебные пособия для всех ключевых групп: от дошкольников до людей пенсионного возраста.

  Вопросы финансовой грамотности внедряются в систему образования: школьные федеральные стандарты, основные и дополнительные учебные программы, и даже отдельные предметы выпускных экзаменов, такие как математика, обществознание, учитывают отдельные элементы, связанные с финансовой грамотностью.

  В регионах работают центры финансовой грамотности и консультационные центры по защите прав потребителей, мы обучили более 20 тысяч специалистов всех ступеней системы образования. У нас работает специальный общенациональный портал, с помощью которого можно получить информацию о предложениях в части финансовой грамотности, получить ответы на вопросы, которые беспокоят граждан, создана бесплатная горячая линия по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг.

  Мы намерены и дальше продолжать эту работу. Только в этом учебном году мы отправим в 60 российских регионов 8 миллионов новых учебных пособий по финансовой грамотности для детей, их родителей и педагогов. До конца 2019 года почти 30 тысяч российских педагогов смогут повысить свою квалификацию в вопросах финансовой грамотности.

  Убеждены, что останавливаться на достигнутом нельзя. Необходимо масштабировать наиболее эффективные практики на всю страну, чтобы максимально расширять круг людей, которые участвуют в программах повышения финансовой грамотности.

  В сентябре прошлого года Правительством Российской Федерации утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности на период до 2023 года. В России это первый документ такого уровня, направленный на повышение финансовой грамотности.

  Какие целевые группы этой Стратегии? Конечно, это дети и молодежь, граждане с низким и средним уровнем доходов, поскольку именно они склонны к рискованному типу финансового поведения в различных жизненных обстоятельствах. В ходе подготовки Стратегии выделили группу людей пенсионного и предпенсионного возраста, а также лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эти группы, для которых цена неверных финансовых решений очень велика.

  Возможности для дальнейшего международного сотрудничества. Мы видим значительный интерес к российскому опыту в области финансовой грамотности. Не в последнюю очередь благодаря этому с 2017 года нами совместно с ОЭСР реализуется Программа содействия странам СНГ в повышении финансовой грамотности населения, обмене опытом в разработке и реализации национальных стратегий по финансовой грамотности. В Программе участвуют такие государства, как Армения, Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. Планируем продолжить сотрудничество со странами СНГ и ОЭСР в этой сфере и наладить постоянный обмен экспертными данными.

  В завершении хотелось бы пожелать успешной работы Симпозиуму, выразить надежду, что данный форум станет площадкой для продуктивного обмена опытом, будет способствовать увеличению экспертного потенциала, распространению наиболее эффективных практик в области финансовой грамотности, станет фактором преодоления бедности и роста благосостояния наших граждан. Хочу пожелать вам успехов в вашей работе. Спасибо!»

 

  Информация подготовлена специалистом по связям с общественностью Фонда науки и образования А. Саяпиной по информационным источникам СМИ и Минфина России.

 

Актуальность налоговой грамотности на сегодня

 «Миграция является одним из ключевых факторов формирования евразийского гуманитарного пространства», - заявил член Президиума Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям и председатель Комиссии Совета по миграционным вопросам и социально-культурной адаптации иностранных граждан, председатель Высшего совета ООД «Российский конгресс народов Кавказа», директор АНО «Институт миграции и межнациональных отношений» А.Б. Паскачев, выступая в Общественной палате РФ (ОП РФ) на Международной научно-практической конференции «IV Евразийские чтения» на тему: «Новые формы и инструменты международного сотрудничества по предупреждению псевдорелигиозного экстремизма и этноконфликтов».

 Участниками конференции стали представители органов государственной власти, посольств стран СНГ, правоохранительных ведомств, религиозных организаций, национально-культурных объединений, институтов гражданского общества. Они обменялись опытом взаимодействия в сфере гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, обсудили вопросы по организации совместной деятельности, направленной на профилактику псевдорелигиозного экстремизма и терроризма.

 Ведущий заседание – муфтий Духовного собрания мусульман России, заместитель председателя Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений А.Р. Крганов обратил внимание на экономические корни экстремизма, вовлечение в ряды экстремистов молодежи, в том числе через Интернет, высокую ответственность СМИ и необходимость международного сотрудничества. Государства, исходя из общих интересов, должны находить точки соприкосновения, совершенствовать и приводить в соответствие нормативно-правовую базу, выстраивать единый фронт для борьбы с экстремизмом.

 Первый заместитель Секретаря ОП РФ, председатель Координационного совета по противодействию терроризму при ОП РФ С.А. Орджоникидзе отметил, что экстремизм ничего общего к исламу не имеет, а за политикой экстремизма всегда стоит стремление к власти, захвату ресурсов. При этом трудовая миграция в Россию из стран СНГ несет серьезные риски, поэтому так важно не только вводить ограничительные меры, но ответить на важнейшие вопросы: какие мигранты нужные стране? в каком количестве? какой квалификации? Пока в основном идет привлечение дешевой рабочей силы без разбора, и главная вина в этом лежит на бизнесе, который не желает платить работникам по закону, а уходит в тень и занимается, по сути, эксплуатацией.

 Координатор Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир» В.В. Попов подчеркнул роль государства, которое располагает полномочиями и механизмами для противодействия экстремизму, выстраивания взаимодействия с другими странами, а также сотрудничества с институтами гражданского общества. По его словам, ценность Евразийской цивилизации состоит в том, что она веками демонстрирует органичное сочетание двух системообразующих религий – православия и ислама.

 А.Б. Паскачев напомнил, что в Россию преимущественно едут граждане независимых государств, не так давно входивших в единую страну, по сути, наши бывшие соотечественники. Однако молодые мигранты, знакомые с историей по национальным школьным учебникам и пособиям, нередко представляют себе Россию как страну-агрессора. Получить достоверную информацию сложно, поскольку коммуникации между сопредельными странами абсолютно не развиты. Шаги для исправления ситуации делаются - заключено соглашение с Узбекистаном о довыездной подготовке мигрантов, прорабатываются аналогичные соглашения с другими странами СНГ. Но многие проблемы еще только ждут своего решения. К ним относится вывод бизнеса из тени, и развитие коммуникаций, и распространение позитивного исторического опыта, и налаживание тесных контактов между органами власти, общественными организациями, национально-культурными объединениями.

 - Опросы показывают, что сегодня в обществе наблюдается спад ксенофобии, мигрантофобии, экстремизма, и более 70% молодых россиян причисляют себя к единой российской нации, - сказал А.Б. Паскачев. – Но это не должно успокаивать, ведь согласно тем же опросам 30-40% граждан негативно относятся к мигрантам, особенно в мегаполисах, а в некоторых субъектах от 1 до 3% готовы взяться за оружие в случае национального конфликта. Поэтому надо откровенно говорить о болевых точках, обсуждать острые проблемы, вместе искать пути их преодоления. И вести честный разговор с молодыми. Мне самому доводилось заниматься таким просвещением. В одном из вузов, где я читал лекции, мне сообщили об экстремистски настроенной группе студентов, я пригласил их на беседу и с каждым по отдельности разговаривал несколько часов. В итоге их позиция поменялась в лучшую сторону. Многое зависит от национальных объединений. Скажем, чеченское представительство ввело в практику сообщать домой родителям о неблаговидном поведении их детей, это очень действенный способ воздействия на юношество. И своим детям я внушаю: сначала ты лицо семьи, потом – села или города, дальше – страны, так не позорь их!

 Отдельно остановился А.Б. Паскачев на вопросах правового обеспечения. Он доложил коллегам, что проект федерального закона «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации» подготовлен и внесен на согласование в Правительство РФ. Недавно Президиум Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям рассмотрел проект Стратегии пространственного развития России до 2025 года, разработанный Министерством экономического развития РФ. В этом документе, считает А.Б. Паскачев, имеются существенные недочеты: нет планов по развитию внутренней миграции и свободного перемещения по стране, отсутствуют меры по созданию новых рабочих мест, по организации набора работников-россиян, не отражены некоторые другие важные аспекты.

 О неразрывной связи проблем борьбы с экстремизмом, миграции и межнациональных отношений говорили почти все выступавшие. Эта тема нашла продолжение во второй части конференции – круглом столе «Вопросы социальной, правовой и культурной адаптации мигрантов в России».

 

С большим успехом в Московском доме национальностей прошла Международная научно-практическая конференция «Миграция и межнациональные отношения в современной России», организованная Комиссиейпо миграционным вопросам и социально–культурной адаптации иностранных граждан Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ совместно с АНО «Институт миграции и межнациональных отношений». В ней приняли участие ответственные работники Администрации Президента РФ, Федерального агентства национальностей (ФАДН), МВД России, федеральных и муниципальных органов законодательной и исполнительной власти, национально-культурных объединений, международных и общественных, правозащитных организаций,представители средств массовой информации. Вел заседание член Президиума Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям и председатель Комиссии Совета по миграционным вопросам и социально-культурной адаптации иностранных граждан, председатель Высшего совета ООД «Российский конгресс народов Кавказа», директор АНО «Институт миграции и межнациональных отношений» А.Б. Паскачев.Было поднято множество острых вопросов, звучали порой неожиданные и противоречивые мнения, выдвигались разнообразные варианты преодоления проблем.

А началась конференция с торжественной церемонии награждения лауреатов Всероссийского конкурса «Одна страна – один путь», которую проводил Институт миграции и межнациональных отношений среди молодежи. Школьники старших классов, студенты и молодые ученые смогли представить работы, в которой на примерах судеб конкретных людейпоказали многонациональное лицо единой России. Авторы отмеченных жюри работ получили дипломы и денежные премии, а наградой за лучшую работу стал современный персональный компьютер.

Открывая конференцию, А.Б. Паскачев отметил возросшую в наше время актуальность миграционной проблематики, глобальный характер миграции и масштабы связанных с ней рисков. Он также напомнил о главных задачах регулирования миграционных процессов: обеспечении национальной безопасности, социально-экономического развития страны, соблюдения прав граждан, как иностранцев, так и россиян.

- Для нас важна и внешняя, и внутренняя миграция, - подчеркнул А.Б. Паскачев. – И в обоих случаях надо идти путем организованного набора. По линии внешней миграции соответствующее соглашение подписано с Узбекистаном, и мы внимательно следим, как оно реализуется. Но нужно энергичнее использовать оргнабор для управления внутренней миграцией. Я имею в виду перемещение трудовых ресурсов из трудоизбыточных в трудонедостаточные регионы, что особенно большое значение имеет для насыщения кадрами Сибири, Дальнего Востока. Вместе с тем, нельзя упускать из виду борьбу с нелегальной миграцией. Следует наладить прочное взаимодействие между всеми заинтересованными сторонами: регионами, министерствами и ведомствами, работодателями, институтами гражданского общества.

Обозначенные А.Б. Паскачевымтемы нашли продолжение в дальнейших выступлениях. Всеобщий интерес вызвал докладзаместителя начальника Управления по вопросам внешней трудовой миграции Главного управления по вопросам миграции МВД России П.О.Дутова. По его словам, трудовые мигранты традиционно преобладают в составе прибывающих в Россию иностранцев. К примеру, в 2016 году данная категория составляла 45% всех граждан, поставленных на миграционный учет, а в первом полугодии 2018 годы этот показатель поднялся до 47%.Однако правовая база трудовой миграции далека от совершенства. В частности, требуется определить четкие критерии для отнесения иностранных работников к ВКС – высококвалифицированным специалистам, установить правила определения потребности в иностранной рабочей силе субъектов Российской Федерации, требует усовершенствования механизм квотирования иностранных работников, прибывающих из визовых стран, надо ввести для всех иностранцев дактилоскопическую регистрацию, чтобы снизить угрозыкриминогенного характера. Полностью поддержал П.О. Дутов идею организованного набора.

- Оргнабор, подразумевающий привлечение иностранных граждан после проверки по всем направлениям, поможет уменьшить криминогенную опасность, - считает специалист. – Кроме того, он будет способствовать защите самих трудовых мигрантов, снизит напряженность на рынке труда и в области межнациональных отношений. Сейчас соответствующие соглашения прорабатываются с нашими коллегами из Таджикистана, Киргизии и даже Дальнего зарубежья – из Вьетнама.

В том, что оргнабор необходим, сошлись практически все участники конференции. А вот вокруг патентной системы, отнесения иностранных работников к ВКС, мер по пресечению нелегальной миграции, порядка определения регионами своей потребности в иностранной рабочей силе с тем, чтобы можно было даже полностью от нее отказаться, развернулась горячая дискуссия.К ней подключилисьчлены Комиссии по миграционным вопросам и социально-культурной адаптации иностранных граждан Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям - первый заместитель директора АНО «Институт миграции и межнациональных отношений», профессор Государственного университета управления В.А. Волох, президент Некоммерческого партнерства «Международный альянс «Трудовая миграция» Н.В. Курдюмов, председатель Российского координационного совета мигрантских организаций и сообществ В.К. Хомерики, а также президент «Федерации мигрантов России» В.В. Коженов, президент фонда «Миграция XXI век» В.А. Поставнин, директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство» Ю.В. Московский, представителиБюро Международной организации по миграции в Москве, посольства Кыргызской Республики в Российской Федерации,Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, научных и исследовательских учреждений, национально-культурных организаций.Своим практическим опытом в сфере миграции и межнациональных отношений поделились делегаты из Карелии и Ленинградской области.

Большое внимание выступавшие уделили подготовке федерального закона «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации». Как сообщила сотрудник ФАДН Е.С. Мельничук, в настоящий момент его проект согласован почти со всеми задействованными органами и внесен на рассмотрение в Правительство РФ. Правда, до сих пор остается открытым вопрос о финансировании заложенных в нем мероприятий. Также в ходе заседания были даны оценки намеченным изменениям в системе организации комплексного экзамена для иностранных граждан.

- Специфика нашей страны заключается в том, что миграция для нас не просто политический или экономический фактор, но реальное состояние, по сути это и есть наша национальная политика, - заявил член Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН В.Ю. Зорин. – Ведь 80% мигрантов – бывшие граждане единого государства. Они едут к нам не как на чужбину, а как к себе. И их проблемы – это наши проблемы. Об этом мы должны постоянно помнить.

В заключение А.Б. Паскачев поблагодарил всех участников конференции за активную работу и призвал присутствующих направить свои предложения и информацию о позитивном опыте в адрес организаторов мероприятия. Эти данные будут обобщены и учтены при подготовке итоговой резолюции мероприятия, которая затемотправится в профильные органы исполнительной власти и общественные организации. Научные выступления, подготовленные для конференции,уже собраны и изданы в«Сборникематериалов Международная научно-практической конференции «Миграция и межнациональные отношения в современной России», так что с ними можно повторно ознакомиться и основательно изучить.

 

 

 В Сборнике материалов Международной научно-практической конференции "Миграция и межнациональные отношения в современной России" вышла статья директора Налогового института РосНОУ Сулейманова Д.Н. "Миграционная политика Российской Федерации: реалии и перспективы"

 

 В ЦВЗ «Манеж» состоялось совместное заседание коллегий ФНС России и ФТС России, посвященное укреплению взаимодействия двух ведомств. В зале собрались сотрудники налоговых и таможенных органов, эксперты, ученые, журналисты. В числе приглашенных был главный редактор журнала «Налоговая политика и практика», доктор экономических наук, профессор, директор Института миграции и межнациональных отношений Асламбек Паскачев, много лет проработавший на руководящих должностях в налоговой области.

 Глава ФНС Михаил Мишустин в своем докладе отметил, что Налоговой службе удалось сохранить положительный тренд налоговых поступлений. Так, в консолидированный бюджет РФ за январь-август 2018 года поступило 13,6 трлн рублей налогов, что на 21,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Федеральный бюджет пополнился на 7,5 трлн рублей с ростом на 28,7%. Основными драйверами роста поступлений, помимо НДПИ, который увеличился за счет благоприятной ценовой конъюнктуры, стали налог на прибыль, НДС, НДФЛ и налоговое администрирование.

 Далее Михаил Мишустин подробно остановился на вопросе межведомственного взаимодействия. Он отметил, что интеграция между налоговой и таможенной службой происходит по трем направлениям: обмен информацией, проведение совместных проверок и упрощение процедуры подтверждения экспорта. Сейчас ведомства расширяют информационное взаимодействие, увеличивая перечень передаваемых между ними сведений.

 «Перед нашими ведомствами стоят серьезные задачи по обеспечению доходов бюджетов всех уровней, сокращению числа низкоэффективных проверок, обеспечению полной готовности к администрированию страховых взносов по всем направлениям налогового администрирования: учет платежей, контрольная, судебно-правовая, прогнозно-аналитическая работа», - заключил руководитель ФНС России.

 О выполнении задачи по формированию единого механизма администрирования налоговых, таможенных и иных фискальных платежей рассказал первый заместитель Председателя Правительства РФ – Министр финансов РФ Антон Силуанов. Руководитель ФТС России Владимир Булавин посвятил свое выступление теме ускорения развития экономики страны за счет сотрудничества налоговой и таможенной служб. Мэр Москвы Сергей Собянин, выступая, подчеркнул, что решения, принятые доходообразующими ведомствами, прямо отражаются на жизни города. По его словам, налоговое администрирование, которое проводит ФНС России, обеспечивает 20-30% налоговых поступлений - это означает полное обеспечение развития глобальных проектов, улучшающих инфраструктуру столицы.

 В совместном заседании коллегий также приняли участие заместитель Министра финансов РФ Илья Трунин, Председатель Комитета по бюджету и налогам Госдумы Андрей Макаров, Министр экономического развития РФ Максим Орешкин, Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Константин Носков.

 В Москве прошло заседание Центрального штаба Общероссийского народного фронта. Его участники в режиме видео-конференц-связи с регионами обсудили вопросы контроля за реализацией предложений Президента РФ по изменению пенсионной системы, взаимодействия с Правительством РФ по инициативам ОНФ в 12 национальных проектах и программах нового «майского указа», а также определили направления законотворческой работы ОНФ на осеннюю сессию Госдумы. В обсуждении принимал участие член Центрального штаба ОНФ, член Президиума Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, председатель Высшего совета ООД «Российский конгресс народов Кавказа», директор АНО «Институт миграции и межнациональных отношений» А.Б. Паскачев.

 

 Активисты ОНФ намерены строго контролировать, чтобы инициативы и нововведения защищали интересы людей, реализовывались «на земле», а не в кабинетах и на бумаге. Руководитель Исполкома Общероссийского народного фронта Алексей Анисимов сообщил о том, что эксперты ОНФ направили в Правительство РФ 424 предложения по 12 национальным проектам и программам в рамках исполнения «майского суперуказа» Президента России. По его словам, часть выдвинутых идей учтена в проектах документов. Он добавил, что после утверждения правительственных планов мероприятий по реализации нацпроектов Народный фронт сформирует свои «дорожные карты» по контролю за их реализацией и создаст группы мониторинга в регионах.

 

 Центральный штаб ОНФ также наметил направления законотворческой работы на осеннюю сессию Госдумы. Основное внимание будет уделено законодательным инициативам в социальной сфере, сфере защиты прав потребителей, а также вопросам экологии и поддержки СМИ. В числе приоритетов – законопроект о сохранении за гражданами прожиточного минимума при удержании долгов из зарплат и пенсий. Его принятие будет способствовать решению ключевой задачи по борьбе с бедностью и защите наиболее малоимущих граждан. Не менее важное социальное значение имеет законопроект Народного фронта, предусматривающий право заемщика получить назад часть страховой премии при досрочном погашении кредита, а также законодательное закрепление для индивидуальных и коллективных договоров страхования так называемого «периода охлаждения», в течение которого можно отказаться от страховки.

 

 20 сентября состоялось заседание Президиума Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям под председательством заместителя руководителя Администрации Президента РФ М.М. Магомедова, в котором принял участие председатель Высшего конгресса ООО «Российский конгресс народов Кавказа», директор АНО «Института миграции и межнациональных отношений» А.Б. Паскачев. Повестка дня заседания Президиума Совета вобрала в себя несколько важных вопросов.

 С сообщением о рассмотрении результатов независимой экспертизы представлений на соискателей премии Президента РФ за вклад в укрепление единства российской нации выступила начальник департамента Управления Президента РФ по внутренней политике Т.В. Вагина. Председатель Комитета  Госдумы по делам национальностей И.И. Гильмутдинов доложил о создании федерального фонда поддержки сохранения и изучения родных языков народов России. Информацию о подготовке очередного заседания Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям представили руководитель ФАДН России И.В. Баринов, заместитель министра экономического развития РФ В.А. Живулин, заместитель председателя  Президиума Совета В.А. Тишков. Горячее обсуждение вызвал дополнительный вопрос, не указанный в повестке дня, - о Стратегии пространственного развития России до 2025 года.

 Проект Стратегии пространственного развития России до 2025 года, разработанный  Министерством экономического развития РФ, предлагает объединить субъекты в 14 макрорегионов и в каждом выделить перспективные крупные центры экономического роста, которые «потянут» за собой остальные территории. Этот документ уже согласован в целом и с регионами, и с многими министерствами, как Минтруд, Минпросвещения, Минобрнауки, Минстрой, Минкавказ и др.

 Однако со стороны экспертного сообщества в адрес проекта Стратегии звучат критические замечания. Специалисты считают, что объединение регионов в макрорегионы имеет смысл, только если сильные объединяются со слабыми, но это убивает желание сильных быть сильными и не стимулирует слабых перестать быть слабыми. О том, что проект деления России на макрорегионы требует дальнейшего обсуждения и не закрыт для дискуссии, заявил недавно вице-премьер В.Л. Мутко.

 На заседании Президиума Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям проект Стратегии пространственного развития России до 2025 года также получил неоднозначные оценки. В частности, с серьезной критикой и конструктивными предложениями по переработке документа выступил член Президиума Совета А.Б. Паскачев. Он отметил, что разработчики оставили без внимания проблемы нехватки рабочих мест в трудоизбыточных регионах и необходимости создания новых рабочих мест, не отразили проблему организации и регулирования трудовой миграции - как внешней, так и, в особенности, внутренней.

 По мнению специалиста, вся идеология документа нацелена исключительно на выпуск экспортоориентированной продукции и удовлетворение иностранного потребителя, а это в принципе неверно. Нужно направить усилия, в первую очередь, на восстановление традиционной структуры промышленности, разрушенной в ходе перестроечных реформ, на возрождение ранее успешно действовавших в регионах, но утраченных в годы рыночных преобразований профильных видов промышленного производства. Так, в Чеченской Республике прежде эффективно работали предприятия по добыче и переработке полезных ископаемых, от которых сейчас практически ничего не осталось.

 «Через весь проект Стратегии красной нитью проходит идея экспортоориентированости российской промышленности, а надо думать о подъеме внутреннего спроса и его обеспечении силами отечественных производителей, - уверен А.Б. Паскачев. – Добавлю, что это прямо связано с ростом доходов граждан, повышением покупательной способности населения, переоснащением промышленной базы, а значит с финансовым обеспечением Стратегии».

 Директор Института миграции и межнациональных отношений, главный редактор журнала «Налоговая политика и практика», председатель Ассоциации налоговых консультантов России А.Б. Паскачев принял участие в 1 Всероссийском форуме налогоплательщиков, организованном ООО «Российский союз налогоплательщиков» при поддержке Общественного совета при Федеральной налоговой службе. На него собрались члены РСН, Общественного совета при ФНС, руководители региональных Управлений ФНС, представители Общественной палаты РФ, эксперты, журналисты.

 

 «Налоговая служба по роду своей деятельности находится в постоянном диалоге с налогоплательщиком. Комплаенс и сервисность – это то на чем строится наш конструктивный диалог», - заявил с трибуны форума руководитель ФНС России Михаил Мишустин. Залог успеха работы Федеральной налоговой службы ее глава видит в соблюдении всех стандартов и повышении комфорта налогоплательщиков. По словам Михаила Мишустина, необходимо создать максимально комфортную среду, в которой людям не придется вздрагивать от перспективы общения с налоговым органом. Глава ФНС указал на то, что Налоговая служба активно работает над тем, чтобы в эпоху цифровой экономики гармонично встроиться в жизнь граждан и стать незаметной, предложив налогоплательщикам качественные услуги, которыми удобно и понятно пользоваться. Проводником такого взаимодействия призваны служить гаджеты, позволяющие упростить и оптимизировать диалог между налоговым органом и налогоплательщиком.

 

 "Мы минимизируем взаимодействие с налогоплательщиком насколько это возможно, а если оно неизбежно - делаем его по возможности быстрым и удобным", - подчеркнул Михаил Мишустин.

 

 Ректор РАНХиГС Владимир Мау рассказал о деятельности Общественного совета при ФНС России, который он возглавляет. Председатель Исполнительного комитета Российского союза налогоплательщиков, член Общественного совета при ФНС России Артем Кирьянов подчеркнул, что «партнерские отношения между ФНС России и структурами гражданского общества – основа для формирования атмосферы доверия между государством и обществом, создания в России системы добровольного соблюдения налогового законодательства». На Всероссийском форуме «Диалог с налогоплательщиком» также прозвучали выступления председателя Комитета по бюджету и налогам Госдумы Андрея Макарова, заместителя Минфина России Ильи Трунина, секретаря Общественной палаты РФ Валерия Фадеева.

 Руководители Института миграции и межнациональных отношений – директор Института, член Президиума Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям и председатель Комиссии Совета по миграционным вопросам и социально-культурной адаптации иностранных граждан, профессор А.Б. Паскачев, а также его первый заместитель, член Комиссии Совета по миграционным вопросам и социально-культурной адаптации иностранных граждан, почетный работник Федеральной миграционной службы, профессор В.А. Волох провели лекционные занятия в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Их выступления были адресованы сотрудникам миграционных подразделений органов внутренних дел из различных регионов страны – слушателям курсов повышения квалификации государственных служащих, обучающихся по программе «Государственное регулирование миграционных процессов».

 В.А. Волох посвятил свою лекцию теме «Управление внешней трудовой миграции», А.Б. Паскачев – теме «Миграция населения и межнациональные отношения в России». Актуальность выбранной тематики сложно переоценить, ведь большинство иностранных граждан, как известно, едут к нам на заработки, при этом россияне нередко воспринимают их с раздражением, если не в штыки - как «понаехавших». Лекторы не обходили острые углы миграционных процессов, но постарались осветить проблемы с профессиональной точки зрения.

 - Сегодня абсолютно ясно, что без мигрантов нам не обойтись, да и остановить столь глобальное явление как современная миграция вряд ли возможно, - заявил А.Б. Паскачев. – Очевидно и то, что миграцию зачастую сопровождают такие отрицательные явления, как привнесение в принимающее общество чужеродных элементов, рост этнической преступности, ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки и т.п. Если мы не можем избежать миграции, нужно научиться эффективно ею управлять, чтобы она приносила не вред, а пользу. На это и направлены усилия государства.

 В своей лекции А.Б. Паскачев напомнил об истории миграции в России, начиная с эпохи Ивана Грозного до советского времени, привел свежую статистику, рассмотрел основные положения главных правовых актов, регулирующих состояние дел в данной сфере, - «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Он рассказал о деятельности Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ и Комиссии по миграционным вопросам и социально-культурной адаптации иностранных граждан.

 Постепенно учебное занятие перетекло в формат живого общения преподавателя со слушателями, которые задавали волнующие их вопросы, делились своим опытом и впечатлениями. При этом затрагивались самые разные вопросы, включая ситуацию в странах СНГ, готовность и способность мигрантов к адаптации и интеграции, их поведение и реакцию на него местного населения.

 - К нам преимущественно едут мигранты из тех стран, которые не так давно входили в состав единого СССР, и они ощущают себя гражданами России как преемника Советского Союза, так сказать, на генетическом уровне, - отметил А.Б. Паскачев. – Отсюда их гипертрофированное порой чувство своего права, которое, бывает, проявляется в достаточно уродливых формах. Вместе с тем вызывающе ведут себя порой и настоящие россияне – внутренние мигранты, и это связано с тем, что на родине, в маленьком поселении, где все на виду, их в любой момент ставили на место старшие, а в многолюдстве, в толпе большого города стесняться как бы некого.

 Однако, подчеркнул А.Б. Паскачев, неприятие обычно вызывает то, что плохо знаешь. А знакомство с чужой культуры, с непохожим на тебя человеком делает их понятнее и ближе. К примеру, многие представляют узбеков только как малоквалифицированных рабочих, не представляя, что узбекская культура одна из величайших в мире, славная достижениями в философии и медицине, астрономии и математике, архитектуре и литературе. Это значит, что путь к межнациональному согласию и взаимопониманию лежит в активном общении представителей этносов и развитии коммуникаций.

 

Наши партнеры

  • Институт миграции и межнациональных отношений
  • Налоговый институт Российского нового университета
  • Центр налогового администрирования и финансового управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
  • Международная консалтинговая компания ICG
  • Институт налогового менеджмента и экономики недвижимости Высшей школы экономики
  • Факультет
  • Журнал «Налоговая политика и практика»
  • Институт налогового консультирования
  • Налоговый колледж