+7(926)208-66-66      2086666@mail.ru

Фонд науки и образования

Денежный капитал

 



М.Д. Сулейманов[1]

Задачи сохранения и защиты от внешних факторов «Национального денежного капитала»

Аннотация.

Повышенная инфляция, бегство капиталов, уклонение от налогов, недостаточная инвестиционная активность бизнеса, нехватка в экономике «длинных денег» - наши постоянные проблемы - все они легко решаются, если мы принимаем за образец пример Японии.

Ключевые слова:

денежный капитал, банкноты, экспорт, накопление, банкротство, кредиторы, финансовая политика, денежно-кредитная политика.

 

M.D. Suleymanov

The tasks of preserving and protecting against external factors "National monetary capital"

Annotation.

Increased inflation, capital flight, tax evasion, insufficient investment activity of the business, shortage of "long money" in the economy - our constant problems - they are all easily solved if we take the example of Japan as a model.

Keywords:

money capital, banknotes, export, accumulation, bankruptcy, creditors, financial policy, monetary policy.

 

 «Денежный капитал» в строгом смысле этого понятия представляет собой золото, и золото именно в его прямом весовом значении. Национальный денежный капитал для всякой страны составляют запасы золота, которые принадлежат государству и «национальным частным лицам».

 Методологически к величине национального денежного капитала следует прибавлять сальдо (положительное или отрицательное) между задолженностью, в золоте, перед «иностранными лицами» (понятие, которое также нуждается в уточнениях) и долговыми требованиями, тоже в золоте, «иностранных» государств и частных лиц перед «национальными лицами».

 Однако, с определением точного значения этого сальдо возникают определенные сложности, которые связаны с характером отношений – «вызывающих» (устанавливающих) эти долги и эти требования - данного государств и его «национальных лиц» к иностранным лицам и государствам.

 Так, к примеру, долговые требования данного государства к государству-союзнику и государству-противнику, видимо, нельзя считать равноценными. Государство-союзник, скорее всего, уплатит по своему долгу, а государство-противник может попытаться средствами силового давления снизить, отложить или вовсе списать свою задолженность перед вражеским государством.

 Необходимо отметить, что ситуации банкротства государств осложняются еще тем, что не существует каких-либо формальных, строго определенных процедур (как это имеет место быть в отношении частных лиц), которые могли бы дать возможность реализации процедуры банкротства под контролем независимого суда.

 Кроме того, есть еще целый ряд государственно-конституциональных особенностей, которые резко осложняют положение кредиторов в отношениях с определенными государственными институтами и территориально-административными органами отдельных государств.

 В частности, для первых можно указать на особое положение центральных банков, которые формально отделены от государства, но которые фактически контролируются государством.

 Непросто дело обстоит и с обязательствами территориальных органов власти. Сравним просто ситуации с США и ФРГ. Оба – федеративных государства, разделенных на штаты и на земли, но в ФРГ государство отвечает по обязательствам земель, а в США федеральные власти никаких обязательств по долгам штатов на себя не принимают.

 С учетом всех этих обстоятельств и ограничений, требующих анализа конкретных статей баланса долгов и требований для каждого конкретного государства – и в разрезе его отношений с каждым своим иностранным партнером, продолжим – методологически, без привязки к ситуации конкретного государства - рассмотрение «национального денежного капитала» как отдельной экономической категории.

 Перейдем теперь от чисто золотого обращения – золотых монет и расписок на монеты, к золотовалютному обращению. При этом точнее будет сказать - к золото-банкнотному обращению, при котором государство (монетный двор, казна) выпускает банкноты, полностью обеспеченные золотом на основе твердо установленного обменного курса.

 Понятие «валюта» обособилось от «денег» (золотых монет) и это обособление сохранилось до сих пор потому, что, когда в большинстве стран Европы появились собственные национальные названия денежных единиц, то эти названия происходили не от золота, а от серебра (лира, ливр, франк, марка – все это разные наименования весового фунта серебра).

 При золото-банкнотном обращении начальный период может вовсе не требовать от государства накопления каких-либо запасов золота: монетный двор или казна просто чеканят монеты или выдают банкноты в обмен на принимаемое от заявителей золото.

 Теперь представим ситуацию, когда в обращении находятся банкноты, обмениваемые на золото, и у государства накоплен золотой запас, на 100 % покрывающие все выпущенные им банкноты. В этом случае национальный денежный капитал будет равен точно сумме этого золотого запаса – но без удвоения этой суммы.

 Здесь надо сразу оговориться, что, разумеется, в состав национального денежного капитала входит и то золото, которое национальные частные лица не поменяли на государственные банкноты и продолжают хранить у себя. Однако тут есть две трудности.

 Во-первых, необходимо учесть эти частные запасы золота довольно сложно, хотя такие попытки иногда делались.

 Следующая, уже известная, с определением «национальных лиц».

 Возьмем теперь случаи отклонений от вышеуказанного арифметического равенства. Первый случай: банкнот выпушено на меньшую сумму, чем золота, хранящегося в государственной казне. Ответ здесь однозначен: «национальный денежный капитал» представляет именно этот весь хранящийся в казне запас золота.

 Второй случай: банкнот выпущено на большую сумму, чем обеспечивающие его запасы золота у государства. Здесь однозначного ответа дать уже нельзя.

 В принципе из практики известно, что в нормальных условиях люди никогда не обратятся - все разом - к государству с требованием немедленно обменять их банкноты на золото. Поэтому считается вполне надежным, если государство обеспечивает золотом только 80 % - 90 % выпущенных им «золотых банкнот».

 Однако, такое допущение – условное и оно определяется «качеством» проводимой государством финансовой и денежно-кредитной политики. Однако, какими конкретными критериями или показателями можно измерить «качество» этой политики? Их несколько, и они могут применяться в разных комбинациях.

 Прежде всего, нулевая инфляция. Далее следует низкие рыночные процентные ставки. Третий – отсутствие дефицита государственного бюджета. Другие – низкий уровень государственного долга; высокие рыночные котировки государственных облигаций; положительное сальдо платежного баланса; сбалансированность по потокам экспорта-импорта капиталов; и т.д.

 Теперь предположим, что данному государству не удается выдерживать эту «качественную планку»: в частности, растут цены. Для примера предположим, что инфляция в определенном году составила 10 %. Рыночные последствия здесь вполне очевидны: держатели государственных банкнот, видя, что они обесцениваются, предпочтут менять их на золото, а на полученное золото – будут покупать нужные им товары за рубежом или покупать иностранную валюту, менее подверженную обесценению (потере ее покупательной стоимости). А государство, соответственно, будет терять свой золотой запас, т.е. – свой денежный капитал.

 Выход один – стабилизировать цены и вернуться к планке полного обеспечения золотом всего выпуска государственных банкнот.

 Автоматический механизм рынка отрегулирует цены в соответствии с ростом средних издержек на производство тех или иных товаров.

 Однако все же находятся «эксперты», которые говорят, что «сдержанная инфляция» не страшна, что наоборот, инфляция нужна для стимулирования роста, полезна как средство поощрения экспорта, и т.д.

 Поэтому не будем брать случай «разгоняющейся инфляции» – когда ежегодный рост цен составляет 8 % - 10 %, и инфляция уже разгоняется «на ожиданиях», даже когда для нее нет реальных экономических или финансовых оснований. Такую инфляцию все дружно осуждают.

 Возьмем случай «сдержанной инфляции» - при ежегодном росте цен «всего» на 5 %. Такая инфляция сама по себе не возникает, она означает, что государство практикует выпуск избыточных, необеспеченных денег – для которых нет соответствующего прироста товарной массы. Но может быть причина и «из экономики» – когда масса производимых в стране товаров снижается, а количество денег в обращении остается прежним.

 В итоге можно предположить, что наличный денежный капитал в руках государства увеличился на те же 5 %. Но что стоит за этим внешним благополучием?

 Практически сразу уменьшилась реальная стоимость денежных накоплений в национальной валюте частного сектора и иностранцев.

 Затем – эффект ожиданий. Частные граждане и операторы бизнеса, видя, что их накопления и доходы в местной валюте теряют свою стоимость, начинают переводить свои доходы в иностранную валюту.

 Кроме того, бизнесмены, получающие маржинально низкие доходы от своей деятельности внутри страны, постараются вынуть из своих бизнесов максимально возможную долю оборотных средств – для «страховочного» перевода этой денежной массы в иностранную валюту.

 Наконец, экспортеры в этой ситуации постараются не возвращать свою выручку из-за рубежа, а если и возвращать – то максимально оттягивать ее конвертацию в местную валюту.

 И теперь – приводимое обычно «главное оправдание» для проведения политики .

 И, наконец, в-третьих. Эти же 5 % дополнительных государственных денег – «выпускаемых – как декларируется - исключительно для поощрения инвестиций» - дают четкий сигнал инвесторам, как внутренним, так и внешним, что, хотя бы только для сохранения ценности своих капиталов им следует поспешить с выводом средств и из рублей, и из страны.

 Поэтому, если взять только инвестиционный потенциал данной страны, то любые попытки переполнения ее каналов обращения избыточной денежной массой неизбежно ведут к прямому сокращению общей суммы этого инвестиционного потенциала.

 Таким образом, всякие искусственные методы повышения национального денежного капитала дают, на самом деле, обратный результат.

 Но какие существуют «естественные методы» увеличения национального денежного капитала?

 Первый метод, самый простой – рост производимой в стране товарной массы и увеличение экспорта.

 Второй – это чистый приток иностранных инвестиций в страну. Вообще, за этим статистическим показателем могут крыться и разного рода неблагоприятные для страны явления, и следствия – что требует особого анализа этого явления для обстоятельств каждой конкретной страны, но в целом, статистически, такой приток дает количественный прирост национального денежного капитала.

 И последний метод – снижение внешней задолженности страны.

 Теперь рассмотрим теперь ситуации, при которых происходит сокращение национального денежного капитала.

 Представим начальную ситуацию, при которой у каждого гражданина некоторой страны есть одна золотая монета. Предположим, что население этой страны составляет 100 млн человек, соответственно, общий (национальный) денежный капитал этой страны составляет 100 млн золотых монет.

 Использовать в обороте золотые монеты сложно и неудобно: их надо хранить, перевозить, пересчитывать, проверять на вес и на содержание чистого золота. Кроме того, золото как мягкий металл в процессе обращения просто-напросто истирается, теряется. Поэтому принимается решение, что вместо золотых монет в обращение вводятся бумажные деньги, представляющие эти золотые монеты – представители денег, знаки денег. Обоснование – общая выгода, снижение общих издержек обращения (и дальше – замена оборота бумажных денег на безналичные расчеты - также имеет своей основной целью экономию на издержках обращения).

 Ввести эти знаки денег можно только одним путем: какое-то лицо соберет эти золотые монеты у себя и выпустит на них свои долговые (бумажные) расписки. Эти долговые расписки будут вполне успешно заменять золотые монеты в обращении до тех пор, пока у участников товарного оборота будет сохраняться уверенность, что они в любой момент могут свободно обменять эти денежные расписки на золотые монеты именно в том соотношении (по тому же курсу), по какому курсу они первоначально меняли их.

 Вторая причина: у некоторых состоятельных граждан скапливаются большие суммы в государственных дензнаках, которые они решают обратить в «сокровище» - принять на хранение на длительные сроки и для этих целей они считают целесообразным выбрать золото.

 Третья причина: иностранные торговцы, поставляющие свои товары в данную страну, начинают испытать трудности в получении за них необходимой им иностранной валюты.

 Такие трудности могут возникать при несбалансированном товарном обмене с заграницей – когда данная страна больше покупает, чем продает (либо в целом по всему ее внешнеторговому обороту, либо по торговле только с отдельной страной или группой стран).

 Но когда все эти лица начинают – все сразу, или в некоторой последовательности - обращаться к государству со своими требованиями, то они получают от него отказ. Необходимого запаса золота у этого государства нет. Другими словами – доверенный государству национальный денежный капитал утрачен, частично или даже полностью. В учетном смысле такая ситуация выражается в наличии на балансе соответствующего государственного учреждения (обычно – Центрального банка) ничем не покрытой статьи пассива – «выпущенные в обращение государственные банкноты». Поскольку обеспечивающего их золота у государства уже нет, то это – чистый долг государства, скрытый отрицательный национальный денежный капитал.

 А дальше происходит известная дифференциация - в отношениях государства с этими группами заявителей. С иностранцами государство ничего поделать не может: им надо либо платить золотом, либо отдавать какие-то другие принадлежащие государству ценные активы, либо искать кредиты, за счет которых они могли удовлетворить предъявляемые к нему денежные требования. А такие кредиты – это уже открыто отрицательный национальный денежный капитал.

 Но в отношениях со своими, национальными лицами у данного государства возникает принципиально иная ситуация. Во-первых, государство может рассчитаться по их требованиям из их же денег – просто повысить собираемые с них налоги.

 Во-вторых, государство может обратиться к своему народу с просьбой о займе. И если предлагаемые государством условия этого займа – по срокам, процентам, гарантиям, и т.д. – окажутся достаточно привлекательными, то рынок примет эти облигации и государство получит нужные ему средства для расчета со своими кредиторами.

 В-третьих, для оплаты предъявляемых к нему требований государство может прибегнуть к дополнительной эмиссии своих дензнаков. Этот способ – уже откровенно и не рыночный, и не законный.

 А свой долг перед кредиторами оно объявляет «вечным» - поскольку предполагает рассчитываться по ранее выпущенным своим долговым распискам (банкнотам) таким же, но только новыми, долговыми расписками.

 Но, вступив на этот путь, далее государство уже не может удержаться перед постоянным наращиванием этого своего долга, поскольку при такой постоянной денежной эмиссии фактическая ценность вновь выпускаемых дензнаков начинает прогрессивно падать, что иногда может заканчиваться и полной их нулефикацией. Этим способом государство ранее скрываемую потерю национального денежного капитала делает уже явной, открытой, что часто приводит уже не только к финансовому, экономическому, но и политическому кризису в данной стране (что может закончиться и революционной сменой государственного строя, и крахом самого этого государства).

 Во всех этих случаях имеет место утрата наиболее ликвидной части инвестиционного потенциала данной страны, и, более того - наращивание отрицательного национального денежного капитала.

 А поскольку государство фактически гарантирует народу сохранность его денежных накоплений, то народ готов вкладывать эти накопления в долгосрочные государственные облигации, а поскольку ценность национальной валюты остается неизменной (фактически последние десятилетия отмечалась даже дефляция, т.е., снижение товарных цен), то покупатели этих облигаций согласны и на низкие процентные выплаты по этим облигациям.

 И поскольку процентные ставки – низкие, то государству не составляет труда и обслуживание своего долга: нет требований со стороны кредиторов погашать основные суммы долга (более того, когда правительство страны предложило парламенту рассмотреть вопрос о снижения общей суммы государственного долга, то представители народа голосовали против такого предложения!), а текущие выплаты по процентам вполне покрываются текущими доходами государственного бюджета.

 Теперь, если вспомнить о наших постоянных проблемах - повышенной инфляции, бегстве капиталов, уклонении от налогов, недостаточной инвестиционной активности бизнеса, нехватки в экономике «длинных денег», то мы увидим, что все они легко решаются, если мы принимаем за образец пример Японии.

 

 Более подробно с материалами исследования можно ознакомиться в монографии Сулейманова М.Д. «Стратегическое управление инвестиционным потенциалом России» - М.: МНИ, 2017, которая представлена в библиотеках Российского нового университета, Налогового колледжа, Московского налогового института, а также в продаже в книжных магазинах Москвы.

 

 

1  Руководитель Центра фундаментальных и прикладных исследований Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ, доцент кафедры налогового администрирования и правового регулирования Налогового института РосНОУ, кандидат экономических наук.


Список использованных источников

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).
2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия, Питер, 1999
3. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление / Д. Аакер; пер. с англ.; под ред. Ю.Н. Кантуревского. СПб.: Питер, 2002.
4. ЕАЭС. Союз Евразия, № 22, 2016, с. 23
5. Друкер Ф. Питер Новые реальности: в правительстве и в политике, в экономике и в бизнесе, в обществе и в мировоззрении. [Перевод] / Питер Ф. Друкер. – М.: Совмест. предприятие "Бук Чембэр Интернэшнл", 1994. – 377 с.
6. Клок К., Голдсмит Дж. Конец менеджмента и становление организационной демократии. Питер, 2002, с. 143-146.
7. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента. Под общ. ред. Ю. Каптуревского – СПб.: Питер., 2002. – 330с.
8. Ойкен В. Основные принципы экономической политики», М. 2005, с. 405.
9. Рябушкин Б.Т. Национальные счета и экономические балансы, М. 2012, с. 57
10. Сальмон Р. Будущее менеджмента, Питер, 1966, с. 276-277.
11. Сулейманов М.Д. Реализация инвестиционного потенциала России в условиях экономических санкций Сборник статей. – М.: МНИ, 2016. — 138 с.
12. Сулейманова М.Д Стратегическое управление инвестиционым потенциалом России. // Монография - М.: МНИ, 2017. – 253 с.
13. Сулейманова М.Д Инвестиционный потенциал как важнейший фактор национального богатства российской федерации // Финансовый бизнес. 2017. № 5 (190). С. 3-9.
14. Шумпетер Й. История экономического анализа. /пер. с англ. под ред. В.С. Автономова, в 3-х т. Т. 1. – 552 с., Т. 2. – 504 с., Т. 3. – 688 с. СПб.: Экономическая школа, 2001 г.
15. URL: http:// http://rosnou.ru / – сайт Российского нового университет
16. URL: https://re.hse.ru/cfarmission/ – сайт Центра фундаментальных и прикладных исследований Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ.

Наши партнеры

  • Институт миграции и межнациональных отношений
  • Налоговый институт Российского нового университета
  • Центр налогового администрирования и финансового управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
  • Международная консалтинговая компания ICG
  • Институт налогового менеджмента и экономики недвижимости Высшей школы экономики
  • Факультет
  • Журнал «Налоговая политика и практика»
  • Институт налогового консультирования
  • Налоговый колледж