+7(926)519-49-90      5194990@mail.ru


Previous Next Play Pause
В Налоговом колледже до 31.10.2024 продлен прием В Налоговом колледже до 31.10.2024 продлен прием
Объявлен дополнительный прием на бакалавриат Объявлен дополнительный прием на бакалавриат
Вышел сентябрьский номер журнала «Налоговая политика и практика» Вышел сентябрьский номер журнала «Налоговая политика и практика»
Продолжается прием в магистратуру Продолжается прием в магистратуру
Переосмысление походов к высшему образованию Переосмысление походов к высшему образованию
Вышел июньский номер журнала «Налоговая политика и практика» Вышел июньский номер журнала «Налоговая политика и практика»
Приглашаем студентов и выпускников Налогового колледжа Приглашаем студентов и выпускников Налогового колледжа
Какую роль играют рейтинги университетов в современном высшем образовании? Какую роль играют рейтинги университетов в современном высшем образовании?
Аккредитация программ Школы делового консалтинга «АзБиз» Аккредитация программ Школы делового консалтинга «АзБиз»
Вышел апрельский номер журнала «Налоговая политика и практика» Вышел апрельский номер журнала «Налоговая политика и практика»
Профессионально-общественная аккредитация Профессионально-общественная аккредитация

В помощь мигранту

Новости фонда

loading...

Труд занятость миграция новости

loading...

 

 Регулирование процессов миграции



 

 Д.Н. Сулейманов[1]

 Н.С. Бардыго[2]

 РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ МИГРАЦИИ: НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

 В данной статье рассматривается вопрос о необходимости приступить к разработке последовательной и согласованной системы мер по упорядочиванию налогообложения иностранных лиц в РФ и повышению налоговой эффективности применения этих мер с учетом практики и опыта других стран.

 Ключевые слова: мигранты, налогообложение, налоговое регулирование, налоговое отношение, налоговый контроль, внешняя налоговая политика.


 

 D.N. Suleymanov

 N.S. Bardygo

 REGULATION OF MIGRATION PROCESSES: TAX ADMINISTRATION

 This article discusses the need to begin developing a consistent and coherent system of measures to streamline the taxation of foreign persons in the Russian Federation and to increase the tax efficiency of these measures, taking into account the practices and experience of other countries.

 Keywords:migrants, taxation, tax regulation, tax relations, tax control, foreign tax policy.


 В целях налогообложения доходов иностранных лиц в России учитывается статус: резидент – нерезидент. Работая по найму, полгода он считается нерезидентом и уплачивает НДФЛ по ставке 30%, потом пересчитывается. В мировой практике этого нет, человек, приехавший на работу, считается постоянным жителем с первого дня, когда он начинает работать.

 Мигранты отправляют где-то порядка 15-17 миллиардов в год из России. Это в долларах, статус налогообложения которых в законодательном порядке не определен, что также не имеется в мировой практике. В США, например, любой денежный перевод за границу, если он не связан с товарной поставкой, с коммерческим контрактом, с оплатой какой-то услуги, облагается по ставке 33% автоматически. В Германии 25%. Если потом гражданин докажет, что он с этих доходов уже заплатил налог, ему эта сумма зачитывается в порядке взаимозачета. Но автоматически берется налог.

 В России можно перевести любую сумму за границу, не платя никакого налога, контроля не существует. Формально какие-то документы, инструкции, законы есть, а на самом деле ничто это не действует. Предлагается ввести в НК РФ специальный раздел - «внешняя налоговая политика» или раздел, регулирующий налоговые отношения с участием иностранного гражданина. Такой раздел есть в Налоговом кодексе Франции, Германии, других стран. Таким образом, будет нормализован порядок не только учета, но и налогообложения мигрантов.

 Еще одна парадоксальная вещь. Так называемые налоги, взимаемые у источников. Во всех странах существует единый режим этих налогов. Это отдельный налоговый режим. В России существует два режима: один по НДФЛ, другой по налогу на прибыль. Довольно часто возникает ситуация, когда владельцем акций представляется номинальный владелец, например, иностранный банк. Банк является номинальным владельцем больших пакетов акций, которые он представляет, они с точки зрения контроля анонимные, поскольку банк по закону банковской тайны хранит тайну об их происхождении. Дивиденды, переводимые за рубеж в пользу юридических лиц, это один налог, в пользу физических – другой. Когда банк получает дивиденды, говорит: «Не знаю, не скажу вам, кто является получателем – юридическое или физическое лицо», то налоговые органы либо поступают наугад с риском получить судебный иск за неправильное применение налоговых законов, либо просто ничего не делают. Чаще всего так и получается.

 В развитых странах, в целом, разработан и применяется комплексный подход к задачам налогового контроля за деятельностью иностранных лиц и компаний, в рамках которого можно выделить следующее:

 - применение режима резидентства для юридических лиц;

 - введение для иностранных лиц, осуществляющих деятельность на национальной территории, обязанности назначать из местных лиц ответственного представителя по налогам;

 - введение режима авансового налога для нереализованного прироста капитала в отношении лиц, меняющих резидентство или гражданство;

 - введение налогового контроля на границе для лиц, нарушающих режим посещения в туристических целях;

 - методы вменения дохода и определение налогооблагаемого дохода расчетным (косвенным) методом;

 - методы унитарного налогообложения и т.д.

 При этом методы налогового регулирования в развитых странах обычно включают:

  а) контроль за движением лиц (смена резидентства или гражданства, подданства лица);

  б) контроль за движением имущества (транспортных средств, драгоценностей, антиквариата, неименных (на предъявителя) финансовых активов и инструментов и т.д.);

  в) контроль за движением нереализованного прироста капитала (когда сделки совершаются между местными лицами и иностранцами, между местными лицами – в отношении зарубежных активов, между иностранными лицами – в отношении местных активов);

  г) контроль за движением денежных (валютных) средств.

 При этом необходимо отметить, что в России многие из этих методов и инструментов либо вообще неизвестны, либо известны, но не используются, либо используются, но крайне неэффективно.

 Если сравнить нашу практику с этим механизмом, то в России подоходного налога – в современном понимании этого слова - вообще не существует, а вместо него применяется налог на заработную плату, который автоматически удерживается работодателями. Человек может внезапно стать миллиардером и его никто не спросит о налогах или об источнике его богатства. Поэтому в России не надо «отмывать» деньги, проводя их через банковский счет и уплатив соответствующие налоги.

 Отсутствие надлежащего контроля в сфере подоходного налогообложения и, фактически, отсутствие самого подоходного налога в его современном варианте – делает всякое сотрудничество с западными странами абсолютно бесперспективным. Налоговые органы РФ не могут предъявлять как своим гражданам, так и иностранцам никаких требований, выходящих за пределы действующего законодательства, не могут требовать и соответствующей информации от своих западных коллег. В то же время ничто не мешает налоговым органам западных стран привлекать к налогообложению в свою пользу российских граждан по доходам, не задекларированным в России. Так, например, Правительство РФ исправно освобождает от налогообложения премиальные, получаемые спортсменами за выигрыш олимпийских медалей, но если спортсмены проживают в странах Запада (вполне обычное явление), то с этих же премиальных полную сумму налога удерживает соответствующее западное государство.

 Таким образом, если поставить задачу решения проблемы деоффшоризации российской экономики, то, прежде чем рассчитывать на успешное сотрудничество с развитыми странами в борьбе против уклонения от налогов (и получать фискальные выгоды от этого сотрудничества), необходимо перейти к современной системе всеобщего и полного подоходного налогообложения. Для этого необходимо:

 - произвести критический анализ действующих норм законодательства и существующей практики налогового контроля и взыскания задолженности в отношении иностранных лиц;

 - изучить и критически проанализировать опыт иностранных государств в отношении налогового контроля и взыскания задолженности с иностранцев;

 - разработать и обосновать конкретные меры и предложения по созданию эффективного механизма налогового контроля и взыскания налоговой задолженности и налоговых платежей с иностранных лиц.

 При этом уже сейчас, незамедлительно, необходимо приступить к разработке последовательной и согласованной системы мер по упорядочиванию налогообложения иностранных лиц в РФ и повышению налоговой эффективности применения этих мер с учетом практики и опыта других стран. В частности для этого необходимо:

 - ввести соответствующий раздел по регулированию налоговых отношений с участием международного элемента в НК РФ, используя, например, опыт Германии и Франции, установив при этом для иностранных лиц особый режим регистрации, учета и отчетности в налоговых целях; исключить понятие ПП (Постоянного представительства), с заменой его понятием «деятельности» (по опыту США и Великобритании; ввести «сплошной» режим налогообложения переводимых из РФ доходов как юридических, так и физических лиц;

 - пересмотреть действующие международные налоговые соглашения РФ и приостановить заключение новых соглашений до проведения их экспертизы на предмет не нанесения ущерба интересам казны и налоговым интересам России;

 - не требовать сбора справок, а ввести реальную финансовую ответственность всех физических лиц как действующих от имени фирмы, так и от имени государства за совершаемые (разрешаемые, допускаемые) действия по регистрации фирм, выдаче лицензий, открытию и управлению счетами предприятий и т.д.;

 - пересмотреть с точки зрения защиты налоговых интересов России действующий иммиграционный режим, предусмотрев при этом недопущение деятельности, в любой форме, иностранных лиц на территории РФ без постановки их на налоговый учет и исключив применение для них в РФ более льготных режимов – по всем доходам для всех видов деятельности – чем для российских лиц.

 Кроме того, для нормализации вообще всей сферы регулирования внешней налоговой политики России предлагается выделить в НК РФ специальный раздел «Налоговая юрисдикция и международные налоговые отношения».

 

 

1  Директор Налогового института РосНОУ, кандидат экономических наук.

2  Доцент кафедры налогового администрирования и правового регулирования, доктор исторических наук, доцент.


Список использованных источников

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).
2. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 №, от 05.02.2014 №, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
3. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года .
4. Кашин В.А. Адаптация и интеграция вынужденных мигрантов (в том числе с Украины) в местное сообщество. Наука и практика, проблемы и перспективы – М.: МНИ, 2015. – 80 с.
5. Сулейманов Д.Н. Адаптация и интеграция вынужденных мигрантов в местное сообщество. [Электронный ресурс]: URL: http: //www. rosnou.ru/pub/ni/adin.pdf.
6. Сулейманов Д.Н. Анализ международного опыта в сфере трудовой, образовательной, творческой миграции и возможности его применения в РФ. /Экономика. санкции противосанкции. Сборник статей/. – М.: МНИ, 2016. – С. 85-87.
7. Сулейманов Д.Н. Глобальные тенденции в миграционных процессах: современный мир и Россия. / Сборник научно-практической конференции/. – М.: МНИ, 2016. – С.159-161.
8. Сулейманов Д.Н. Миграция населения. – М.: МНИ, 2018. – 206 с.
9. URL: http:// http://rosnou.ru / – сайт Российского нового университета.
10. URL: https:// migrantcenter.ru - Единый миграционный центр Московской области.
11. URL: http://www.jom.int/jahia/page254.html - Международная организация по миграции.
12. URL: http:// com_content&view=article&id=87/фонд науки.рф – сайт НО «Фонд науки и образования».

 

Наши партнеры