+7(926)208-66-66      2086666@mail.ru

Фонд науки и образования

 

 Налоговая политика России



 

 М.Д. Сулейманов[1]

 С.М. Гульмутдинова[2]

 СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

 В статье дан обзор основных направлений налоговой политики России на современном этапе, изменения и основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 гг.

 Ключевые слова: налоги, налоговая политика, налоговые льготы, налоговая дисциплина, налогоплательщик, доход, государственный бюджет, инвестиции.


 

 M.D. Suleymanov

 S.M. Gulmutdinova

 MODERN MODELS OF TAX POLICY

 The article provides an overview of the main directions of Russia's tax policy at the present stage, changes and main directions of the tax policy of the Russian Federation for 2019 and the planned period 2020 and 2021.

 Keywords:taxes, tax policy, tax incentives, tax discipline, taxpayer, income, state budget, investments..


 Рассматривая вопросы экономического развития Российской Федерации в сложны условиях всевозможных и неправомерных санкций западных стран можно отметить, что цели и задачи налоговой политики могут различаться в зависимости от конкретного исторического периода, от обстоятельств и социально-экономических условий каждой страны. В прошлом налоги использовались главным образом в фискальных целях – как средства сбора средств на содержание государственного аппарата (монарха) и армии. В современном периоде налоги широко используются как средство реализации и поддержки общей социально-экономической политики. Хотя основной эффект налогообложения реализуется вне сферы налоговых отношений (не так важно, как собираются налоги, как то, на какие цели расходуются налоговые поступления), современные налоги уже только по факту высокого уровня налоговых изъятий неизбежно должны оказывать заметное влияние на социально-экономические процессы в отдельных странах и в мире в целом. При этом такое влияние может быть как позитивным, так и негативным, и этот результат целиком зависит от того, насколько цели и задачи налоговой политики соответствуют целям и задачам проводимой в данной стране общей социально-экономической политики.

 В современном мире можно выделить две основные модели налоговой политики. Одну можно назвать либерально-ограниченной, другую – социально-напряженной.

 Первая модель (либерально-ограниченная) характерна для стран, основной целью экономической политики которых является наращивание (восстановление) производства товаров, выход и экспансия на новые внешние рынки, рост доходов населения за счет частной инициативы самих граждан. В рамках этой модели жестко ограничивается доля налоговых изъятий (при соответствующем ограничении социальных льгот и гарантий). Предоставляются широкие налоговые льготы для инвестиций в производственном секторе, власти не стремятся вмешиваться в регулирование частнопредпринимательской деятельности и воздерживаются от предоставления особых гарантий участникам рыночных отношений (в виде минимума заработной платы, гарантий от увольнений, выплаты пособий по безработице, страхования вкладов в банках, и т.д.).

 Основными целями государственной политики выдвигаются стабильность национальной валюты, всемерное поощрение экспорта труда (товаров с высокой долей добавленной стоимости), а также ограничение роста внешнего долга.

 Такой модели налоговой политики придерживались Германия и Япония – в период их послевоенного восстановления, а раньше – Россия и США (на рубеже 19-20 веков). В последние годы и сейчас такой модели следуют страны Юго-Восточной Азии, Бразилия, Мексика, Индия, Китай и другие.

 Вторая модель (социально-напряженная) сформировалась в практике высокоразвитых стран, которые стремятся (или вынуждены) поддерживать высокие стандарты социальных гарантий, и борются за сохранение своих конкурентных позиций на мировом рынке. Для таких стран пределы традиционного экономического роста уже достигнуты (существующие в этих странах производства страдают от недогрузки мощностей – по причине ограниченного спроса) и их больше занимают проблемы структурной перестройки экономики (ликвидация низко-конкурентных производств и захват приоритетных позиций на рынках высокотехнологичной продукции).

 Соответственно, в своей экономической политике они выстраивают следующую иерархию приоритетов: приоритеты «первой категории» - поддержание высокого платежеспособного потребительского спроса, обеспечение занятости и сокращение неравенства в распределении доходов, и, далее, приоритеты «второй категории» - поддержание высокого экспорта товаров и услуг, экспансия на мировом рынке капиталов, разработка и проведение целенаправленной структурной политики. Инструментами, которые берут себе на вооружение правительства этих стран в борьбе за обеспечение этих приоритетов, являются манипулирование курсом национальной валюты, поощрение экспансии финансового капитала, ускоренное развитие фондовых рынков, концентрация передовых знаний и технологий (и их носителей) в своих национальных границах. Наращивание внешнего долга они рассматривают как средство дешевого (или вовсе бесплатного) использования финансовых ресурсов всего остального мира.

 Следует отметить, что в мире есть и отклонения от этих двух основных моделей налоговой политики, которые, в целом, не составляют какое-то особое «политическое» направление, но допускают некоторые корректировки в смысле «фискального» освоения некоторых особо благоприятных условий, обстоятельств, преимуществ, которые исторически или территориально-географически выделяют конкретную ситуацию в данной конкретной стране.

 Осуществление сбалансированной налоговой политики и связанные с этим проблемы – основная задача любого современного государства. Правильная налоговая политика представляет собой совокупность факторов, влияющих на формирование и развитие налоговой дисциплины граждан, эффективную мобилизацию доходов в бюджет, а также экономическое развитие страны в целом. Среди факторов можно выделить следующие (Рисунок).

 

 Рисунок. Факторы, влияющие на осуществление разумной налоговой политики

 В Российской Федерации есть огромные природные богатства, и есть большая протяженная территория, которая позволяет использовать ее для организации транзитных потоков грузов и пассажиров. При правильном использовании этих двух преимуществ они могут приносить государству крупные доходы, которые дадут возможность этому же государству брать со своих граждан меньше налогов. Поэтому России, видимо, надо создавать какой-то свой модельный вариант налоговой политики, со всей очевидностью - более благоприятный в плане общей фискальной нагрузки для своих граждан и предприятий, чем в любой другой развитой стране мира.

 Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 гг. (утверждены Минфином РФ 02.10.2018) (далее – Основные направления) разработаны в соответствии со ст. 165 БК РФ с учетом итогов реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на период до 2018-2020 гг. и положений Указа Президента РФ от 07.05.201 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», Послания Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года.

 Целью Основных направлений является определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг., подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы РФ на 2019-2021 годы.

 Как мы видим, одним из факторов является расширение налогового поля и легализация теневого бизнеса.

 По направлению «Справедливая конкурентная среда и сокращение теневого сектора» планируется в 2019-2021 гг. продолжить реализацию комплекса мер по улучшению администрирования доходов бюджетной системы, в том числе за счет дальнейшей цифровизации налогового администрирования и интеграции всех источников информации и потоков данных в единое информационное пространство с последующей автоматизацией ее анализа на основе внедрения современных технологий обработки больших массивов. [3]

 Основные приоритеты:

 - повышение собираемости налога на доходы физических лиц и страховых взносов, а также созданию единой информационной среды налоговых и таможенных органов включая единый механизм сквозного контроля на всех этапах оборота импортных товаров, подлежащих прослеживаемости (электронный документооборот счетов-фактур и универсального передаточного документа между уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по созданию, внедрению и сопровождению национальной системы прослеживаемости, и налогоплательщиками, в том числе применяющими специальные режимы налогообложения, при продаже импортных товаров;

 - дальнейшая цифровизация администрирования (в т.ч. оптимизация форм налоговой отчетности);

 - продолжение реализации плана по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (План BEPS) и обеспечению перехода к автоматическому обмену налоговой информацией;

 - продолжение работы по переходу к налогообложению объектов недвижимого имущества физических лиц исходя из их кадастровой стоимости (без резких изменений налоговой нагрузки на граждан по налогу на имущество физических лиц);

 - для обеспечения благоприятных условий деятельности малого бизнеса будет разработан новый специальный налоговый режим – система налогообложения в виде налога на профессиональный доход, апробацию которого планируется провести с 2019 года в пилотных субъектах Российской Федерации;

 - отмена обязанности представления налоговой декларации налогоплательщиками, применяющими УСН с объектом налогообложения в виде доходов и использующими контрольно-кассовую технику, обеспечивающую передачу фискальных данных в налоговые органы в режиме «он-лайн»;

 - предоставление физическим лицам права по уплате платежей, регулируемых Налоговым кодексом, через МФЦ;

 - и другие.

 Российской Федерации необходимо создать определенную модель налоговой политики, соответствующую в целом цифровизации экономики нашего государства.

 Что касается ближайшего будущего, Российской Федерации необходима интеграция всех источников информации в единое информационное пространство. При этом приоритетом является повышение собираемости налога, цифровизация налогового администрирования, противодействие размывания налоговой базы, обеспечение благоприятных условий деятельности малого, среднего и крупного бизнеса.

 

 

1  Сулейманов Минкаил Джабраилович, Руководитель Центра фундаментальных и прикладных исследований Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ, доцент кафедры налогового администрирования и правового регулирования Налогового института РосНОУ, кандидат экономических наук, 2018.

2  Гильмутдинова София Маратовна, обучающийся 1 курса Налогового института РосНОУ, 2018.

3  https://www.minfin.ru/ru/


Список использованных источников

1. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) 2015.
2. Сулейманов М.Д. Налоговая грамотность населения – фактор стабильности инвестиционного потенциала экономики страны. Коллективная монография / под ред. М.Д. Сулейманова. – М.: МНИ, 2017. – 266 с.
3. Сулейманов Д.Н. Исследование реформирования системы «Налоги и налогообложение» в условиях перехода к инновационной экономике. – М.: МНИ, 2012.
4. URL: https://www.minfin.ru/ru/ – сайт Министерства Финансов Российской Федерации.
5. URL: http://www.nalog.ru/rn77/ – сайт Федеральной налоговой службы.
6. URL: http:// http://rosnou.ru / – сайт Российского нового университета.
7. URL: // https://re.hse.ru/cfarmission/ – сайт Центра фундаментальных и прикладных исследований Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ.

 

Наши партнеры

  • Институт миграции и межнациональных отношений
  • Налоговый институт Российского нового университета
  • Центр налогового администрирования и финансового управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
  • Международная консалтинговая компания ICG
  • Институт налогового менеджмента и экономики недвижимости Высшей школы экономики
  • Факультет
  • Журнал «Налоговая политика и практика»
  • Институт налогового консультирования
  • Налоговый колледж