+7(926)208-66-66      2086666@mail.ru

Фонд науки и образования

 

 Адаптация и интеграция мигрантов



 

Д.Н. Сулейманов[1]

миграционная политика переходного периода

от социализма к капитализму

В Российской Федерации до настоящего времени на государственном уровне приоритетные задачи по языковой и социокультурной адаптации мигрантов не были до конца сформулированы и обозначены. Упоминание о необходимости адаптации и интеграции мигрантов присутствовало в одобренной в 2003 году Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, но не было подкреплено законодательными нормами и конкретными рекомендациями.

Ключевые слова: миграционная политика, социокультурная адаптации, интеграция, миграционные процессы, концепция бикультурного воспитания.

 

D.N. Suleymanov

MIGRATION POLICY OF THE TRANSITION PERIOD

FROM SOCIALISM TO CAPITALISM

In the Russian Federation, to date, at the state level, the priority tasks on the language and socio-cultural adaptation of migrants have not been fully formulated and identified. The mention of the need to adapt and integrate migrants was present in the Concept for the Regulation of Migration Processes in the Russian Federation, approved in 2003, but was not supported by legal norms and specific recommendations.

Keywords: international migration, foreigners, labor migration, illegal immigrants, registration, patent, work permit.

 

Задача адаптации и интеграции прибывающих переселенцев была наиболее полно сформулирована в принятой в 2006 году Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, однако конкретные меры и подходы к организации этих процессов на местах оставлены на усмотрение региональных властей.[2]

В то же время необходимость осуществления целенаправленной государственной политики на этом направлении становится все более очевидной. Сами этнические мигранты далеко не всегда ориентированы на освоение принятых в среде принимающего сообщества обычаев и норм поведения. Недостаточно развита образовательная инфраструктура, позволяющая мигрантам из зарубежных стран повысить свой уровень владения русским языком, получить другие знания, которые помогли бы им адаптироваться и интегрироваться в принимающее общество.

В отсутствие четкой и последовательной общегосударственной миграционной политики субъекты Российской Федерации, принимающие значительные потоки мигрантов на протяжении уже почти двадцати лет, как правило, вынуждены разрабатывать собственные подходы к решению проблемы их адаптации и интеграции. При этом основная нагрузка все это время приходится на социальную сферу, главным образом на систему образования, поскольку в школы и дошкольные образовательные учреждения поступает все больше детей и подростков, идентифицирующих себя с другими культурами.

Во многих западных странах проблема адаптации мигрантов возникла гораздо раньше, чем в нашей стране. Во многом те проблемы и трудности, с которыми мы сталкиваемся только сегодня, пытаясь найти эффективные способы и пути интеграции прибывающего иноэтнического населения в нашу страну, схожи с теми, которые испытывали европейские страны, США, Канада, Австралия и другие государства еще 20-30 лет назад.

В связи с этим представляется очень важным проанализировать опыт, накопленный в этих странах и понять, насколько те или иные модели интеграции детей мигрантов применимы в российской системе образования. При этом подчеркнем, что многие проблемы, с которыми приходится сталкиваться педагогам, ученым и исследователям в разных государствах схожи. Это: во-первых, недостаточная успешность обучения детей мигрантов, большое количество тех, кому так и не удаётся получить аттестат, слабое знание языка и, как следствие, их отставание в развитии, во-вторых, это нередкие случаи ущемления прав детей мигрантов или даже дискриминации, в-третьих, недостаточная подготовка педагогов для работы с такими детьми.

Данная проблема существует практически во всех странах, в том числе и в экономически развитых.

Одним из наиболее распространенных подходов к пониманию сущности адаптации детей мигрантов в сфере образования является аккультурационный.

В рамках аккультурационного подхода может быть рассмотрена распространенная за рубежом концепция бикультурного воспитания.

В настоящий период во всех европейских странах огромное внимание уделяется решению задачи именно культурной адаптации детей мигрантов.

В современном обществе без полного среднего образования невозможно ни поступление в высшее учебное заведение, ни получение хорошей работы.

Получается, что многие дети мигрантов уже с раннего школьного возраста, обречены на неудачу.

При этом активация усилий по адаптации детей иностранцев может дать и дополнительный стимул развитию вообще всей системы школьного образования, а также - в более отдаленной перспективе – и расширению рынка труда, укреплению системы социального страхования.

В связи с тем, что часто детям мигрантов уже на начальной ступени образования не хватает необходимых навыков и знаний, и их обучение в общей группе бывает затруднено, всё большее распространение получают ранние образовательные программы, цель которых - подготовить детей из семей мигрантов к школе и улучшить их адаптацию в образовательной среде.

Общегосударственные меры призваны подготовить и адаптировать национальные образовательные системы к этнической плюрализации и увеличению доли мигрантов в структуре населения, но работа в этом направлении ведется на мезо уровне – непосредственно в школах и других образовательных учреждениях.

Кроме того, одним из способов продолжить поддержку детей из семей мигрантов является организация при школах специальных обучающих центров — подобные центры уже более 10 лет действуют во многих школах Новой Зеландии.

Многие зарубежные эксперты считают вовлечение родителей мигрантов в учебную деятельность особенно важным. Успешным примером родительского участия в работе по социокультурной адаптации детей мигрантов является создание в Швейцарии такой формы работы как культурное посредничество.

Одной из инновационных форм стало создание в Голландии института этнического воспитания (ethnic mentoring). В роли воспитателей (менторов) здесь выступают представители этнических меньшинств, закончившие образовательные учреждения принимающей страны и успешно адаптировавшиеся к системе образования.

Интересной вариацией концепции этнического воспитания стал проект «Образовательная поддержка детей и молодежи с мигрантскими корнями» ("Forderunterricht fiir Kinder und Jugendliche mit Migrationshontergrund"), разработанный Фондом Меркатора в Германии. Здесь в качестве менторов выступают студенты педагогических вузов, проходящие практику — преимущественно из семей мигрантов.

Сегодня в ряде стран Западной Европы разрабатываются и постепенно начинают функционировать специализированные формы внешкольной поддержки для талантливых детей из среды мигрантов. В решении этой задачи европейцы в первую очередь опираются на опыт Соединенных Штатов, где программы формирования «миграционной элиты» существуют уже довольно давно. Так, например, программа «Старт», реализуемая в Германии с 2006 года, даёт возможность талантливым детям мигрантов из бедных семей освоить компьютер и Интернет, принять участие в специализированных семинарах и культурных мероприятиях. Старшие школьники имеют возможность познакомиться с деятельностью крупных компаний, банков и других организаций, что помогает им в выборе профессии и построении будущей карьеры.

Если же говорить о позитивном опыте, который можно было бы с успехом применить у нас в стране, то это в первую очередь снижение возрастной планки и начало адаптации детей мигрантов уже в первые годы жизни на базе детских садов, социальных служб и специальных адаптационных центров.  На наш взгляд, было бы также полезно вести работу не только с самими детьми, но и с их родителями, для того, чтобы мотивировать их дать детям образование, повысить их компетентность в сфере образования.

Также необходимо ускорить подготовку квалифицированных педагогов для работы с детьми мигрантов, чему может содействовать создание специализированных курсов в педагогических вузах и центрах повышения квалификации, а также организация практик по работе с такими детьми в ходе обучения студентов.

Многонациональный состав учащихся, наличие практически в каждом классе детей из семей мигрантов в последние десятилетия стали отличительной особенностью образовательных учреждений России и столичного мегаполиса в частности.

 

[1] Директор Налогового института РосНОУ, кандидат экономических наук.

[2]Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. N 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

Литература

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).
  2. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
  3. Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. N 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».
  4. Кашин В.А. Адаптация и интеграция вынужденных мигрантов (в том числе с Украины) в местное сообщество. Наука и практика, проблемы и перспективы – М.: МНИ, 2015. – 80с.
  5. Сулейманов Д.Н. Адаптация и интеграция вынужденных мигрантов в местное сообщество. [Электронный ресурс]: URL: http: //www. rosnou.ru/pub/ni/adin.pdf.
  6. Сулейманов Д.Н. Анализ международного опыта в сфере трудовой, образовательной, творческой миграции и возможности его применения в РФ. /Экономика. санкции противосанкции. Сборник статей/. – М.: МНИ, 2016. – С. 85-87.
  7. Сулейманов Д.Н. Глобальные тенденции в миграционных процессах: современный мир и Россия. / Сборник научно-практической конференции/. – М.: МНИ, 2016. – С.159-161.
  8. Сулейманов Д.Н. Миграция населения. – М.: МНИ, 2018. – 206 с.
  9. URL: http:// http://rosnou.ru / – сайт Российского нового университета.
  10. URL: https:// migrantcenter.ru - Единый миграционный центр Московской области.
  11. URL: http://www.jom.int/jahia/page254.html - Международная организация по миграции.
  12. URL: http:// com_content&view=article&id=87/фонд науки.рф – сайт НО «Фонд науки и образования».

 


 

Наши партнеры

  • Институт миграции и межнациональных отношений
  • Налоговый институт Российского нового университета
  • Центр налогового администрирования и финансового управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
  • Международная консалтинговая компания ICG
  • Институт налогового менеджмента и экономики недвижимости Высшей школы экономики
  • Факультет
  • Журнал «Налоговая политика и практика»
  • Институт налогового консультирования
  • Налоговый колледж