+7(926)208-66-66      2086666@mail.ru

Фонд науки и образования

 

 Переход от сдерживания к росту экономики

 

Заместитель директора ФНО – Мехова Т.Н.

Специалист по связям ФНО – Саяпина А.С.

«Производительность труда и заработная плата, как основные драйверы обновления рынка труда

и перехода от сдерживания к росту экономики»

                                                                   

Президент РФ В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию РФ (01.03.2018) отметил, что «…главным, ключевым фактором развития является благополучие людей, достаток в российских семьях». (статистика – в 2000 г. за чертой бедности находились 42 млн чел., это почти 30% населения страны, в 2012 г. он снижен до 10%, из-за последствий экономического кризиса бедность вновь подросла. Сегодня с ней сталкиваются 20 миллионов граждан.)».

В Послании также отмечено, что впервые приравняв минимальный размер оплаты труда к прожиточному минимуму с 01.05.2018, который позитивно скажется на доходах около 4 млн чел., является важным шагом, но не фундаментальным решением проблемы.

Должна быть серьезно обновлена структура занятости, которая сегодня во многом неэффективна и архаична, необходимо дать людям хорошую работу, которая мотивирует, приносит достаток, позволяет реализовать себя, создать современные, достойно оплачиваемые рабочие места. На этой основе мы должны решить одну из ключевых задач на предстоящее десятилетие - обеспечить уверенный, долгосрочный рост реальных доходов граждан, а за шесть лет как минимум вдвое снизить уровень бедности.

Система социальной помощи должна выстраиваться на принципах справедливости и адесности, в предстоящее десятилетие Россия должна обеспечить устойчивый естественный рост численности населения.

В целом за предстоящие шесть лет на меры демографического развития, на охрану материнства и детства будет направлено не менее 3,4 трлн рублей. Это большая, но не запредельная, реалистичная цифра, это на 40 процентов больше, чем за предыдущие шесть лет. В 2012 - 2017 годах направлено на эти цели 2,47 триллиона рублей.

Россия должна не только прочно закрепиться в пятерке крупнейших экономик мира, но и к середине следующего десятилетия увеличить ВВП на душу населения в полтора раза.

По итогам 2019 года темп роста ВВП прогнозируется на уровне 1,3%. Замедление темпов экономического роста будет связано как с умеренным замедлением инвестиционной активности, так и снижением темпов роста потребительского спроса.

Ожидается замедление реальных темпов роста заработных плат в первую очередь из-за формирования высокой базы сравнения в 2018 году (в результате доведения до целевого уровня оплаты труда работников социальной сферы, а также доведения размера МРОТ до прожиточного минимума).

Кроме того, в 2019 г. индексация прочим категориям работников бюджетной сферы будет проведена с 1 октября (а не с 1 января как в 2018 г.). Отсутствие значимого давления на заработные платы со стороны бюджетного сектора обусловит сближение темпов роста реальных заработных плат в частном секторе с темпом роста производительности труда.

С другой стороны, на реальных темпах роста заработной платы, также как и на их покупательной способности, негативно скажется ускорение инфляции. В результате темп роста реальных заработных плат снизится с ожидаемых 6,9% в 2018 г. до 1,4% в 2019 году, а реальный темп роста расходов на конечное потребление с 2,6% в 2018 г. до 1,6% в 2019 году.

Однако уже в 2020 году экономика адаптируется к новым условиям. Выходу российской экономики на траекторию более высоких темпов роста будет способствовать как перераспределение расходов федерального бюджета в пользу инвестиционных и реализация проектов инфраструктурного строительства с привлечением средств частных инвесторов, так и создание условий для роста инвестиционной активности частного сектора. Второе будет достигаться с помощью обеспечения стабильных и необременительных условий для бизнеса (что предполагает стабильные налоговые условия, предсказуемое тарифное регулирование, снижение уголовно-процессуальных рисков предпринимательской деятельности), а также развитие конкуренции и снижение доли государства в экономике.

Кроме того, комплекс мер макроэкономической политики будет включать мероприятия, направленные на создание источников долгосрочных сбережений в экономике (добровольная накопительная пенсионная система, расширение линейки инструментов сбережения населения), а также внедрения элементов стимулирующего банковского регулирования.

Совокупный трудовой потенциал страны является главным инвестиционным ресурсом страны.

В России число занятых составляет – 76 млн. чел., по данным Пенсионного фонда пенсионеров у нас – около 43 млн. чел., из них примерно 9 млн. чел. продолжают работать. Между тем исходя из данных Росстата половину всей занятости обеспечивают только 28 профессий из 450 по Общероссийскому классификатору занятий. Назовем наиболее популярные и какой вклад в общий производственно-инновационный потенциал страны они вносят:

- первое место занимают водители – 7,1 % всех занятых, далее продавцы – 6,4 %, учителя средних школ – 2,8 % и грузчики – 2,4 %.

Понятна стабильность показателя численности продавцов. Растет у нас ВВП или падает, а китайцы все также интенсивно трудятся и загружают работой наших продавцов. При этом продавцы – это еще не вся торговля. Всего же в торговле у нас – около 19 % всей занятости. Для сравнения – во всей обрабатывающей промышленности – 14 %. По водителям можно привести сравнение России и самых автомобилизированных стран, где численность водителей редко превышает 1 – 1,5 % занятых. В основном это – водители большегрузных автомобилей и общественного транспорта. А так – все сами управляют своими собственными автомобилями: и хозяева малых и средних предприятий, и жены всяких начальников, и госслужащие всех рангов. В Дании министры и депутаты ездят на службу на велосипедах, в Швеции король сам управляет своей собственной автомашиной.

Теперь возьмем самих «бюджетников» (без госслужищих). У нас их, по данным Министра финансов А. Силуанова – 30 млн чел, что превышает средний показатель для других развитых стран в 1,4 раза. При этом, если взять сферу образования, то из примерно 6 млн чел. непосредственно образованием занимаются не более четверти (1,3 млн – школьные учителя, 340 тыс. – преподаватели вузов). В здравоохранении лечением пациентов также занимается не более одной трети всех занятых в этой сфере.

Между тем, по данным того же Росстата, занятость в промышленности РФ, еще 15 лет назад достигавшая 10 млн чел., сейчас снизилась уже до 3 млн рабочих мест.

Следует отметить, что трудоспособное население сокращается не во всех регионах РФ, есть регионы, где оно, наоборот, возрастает, что с ростом числа высокотехнологичных рабочих мест и по мере роста производительности труда работников нужно будет все меньше и требования к их квалификации будут совершенно иными, что в стране следует ожидать структурных преобразований, в результате которых могут радикально измениться требования к составу и размещению трудовых ресурсов в стране, что грядущая «цифровая революция» неизбежно внесет значительные изменения вообще в ныне распространенные модели трудовой и предпринимательской деятельности, и так далее.

Несколько слов о демографической политике. Результирующим показателем эффективности проводимой государством демографической политики является прирост численности населения. Если взять данные по миру в целом, то в 2017 году средний общий коэффициент смертности в мире оценивается в 8,6 смертей на 1 тыс. населения, в РФ смертность – 12,5 чел. на тысячу населения. По международным оценкам Россия занимала 217 место с коэффициентом 13,5, по данным Росстата – 12,5 или 207 место в мире из 224 стран. На последнем (224) месте – Королевство Лесото с коэффициентом – 15,0. В России 14 регионов имеют показатель хуже Лесото, т.е. ниже нижнего предела, 53 региона РФ имеют худший показатель, чем в среднем по России, т.е. ниже 207 места в мировом рейтинге. В 58 регионах страны смертность превышает рождаемость. В рейтинге по уровню рождаемости в 2017 г. Россия занимает 178 место с коэффициентом 11,6 родившихся на 1 тыс. населения, что соответствует 170 месту в мировом рейтинге из 226 стран. В 2017 году естественная убыль населения составила 134,4 тыс. человек.

К этому надо добавить, что по международной миграции из России в 2014 году выехало 310,5 тыс. чел., в 2015г. – 353,2 тыс. чел., в 2016г. – 313,2 тыс. чел. и за 11 месяцев 2017 года – 330,1 тыс. чел., т.е. за последние 4 года Российскую Федерацию покинуло более 1 млн 340 тыс. человек - не самых худших и не самых бедных. По прогнозам к 2030 г. ожидается снижение трудоспособного населения на 13 млн. человек.

При этом неэффективность мер по компенсации работников: роботизация и автоматизация производства, создание рабочих мест для населения возраста 60+, увеличение производительности труда не смогут заменить выпадающее трудоспособное население.

В условия негативной динамики численности трудовых ресурсов повышение производительности труда должно стать ключевым фактором ускорения потенциальных темпов роста экономики.

По сценарным расчетам Минэкономразвития рост производительности труда на ближайшую перспективу составит:

При этом наблюдаемое серьезное (близкое к двукратному) отставание в уровне производительности от ведущих стран, на фоне значительной дисперсии этого показателя как между отраслями, так отдельными фирмами внутри конкретных секторов экономики, создает возможности обеспечения устойчивого роста производительности как за счет перераспределения ресурсов между более производительными отраслями и организациями, так и за счет наращивания внутренних ресурсов предприятий, таких как расширение инновационного потенциала, повышение капиталоемкости производства, заимствование передовых технологий, повышение управленческих компетенций и квалификации сотрудников.

Какие меры принимаются государством и Правительством РФ по повышению производительности труда и заработной платы в ДФО:

1) территорией опережающего развития признан Дальний Восток и Байкальский регион (Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ», в соответствии с которым предоставляются налоговые преференции и льготы для резидентов ТОР:

         Как видим, за счет значительного снижения уплаты налога на прибыль предприятия ТОР смогут инвестировать прибыль, остающуюся после налогообложения, на расширение производство, приобретение высокотехнологичного оборудования и т.п., а также на стимулирование работников и повышение их заработных плат.   Кроме того, за счет уменьшения размера страховых взносов и освобождения от налога на имущество (которые являются элементами расходов в целях налогообложения) также увеличивает размер прибыли. Для тех резидентов, которые занимаются экспортом товаров, упрощенный порядок возмещения НДС способствует ускорению оборачиваемости  средств.

         Основными направлениями налоговой, бюджетной и таможенно-тарифной политики на 2019 г. и последующие периоды 2020 т 2021 г.г. объем налоговых льгот (ТОР «Свободный порт Восток») составит:

         - всего: 2019 г. -516 млн.руб., 2020 г. – 540 млн.руб., 2021 г. – 577 млн.руб. (в 2017 г. они составляли - 132 млн.руб. и ожидаемые в 2018 г. – 492 млн.руб.), в т.ч.:

         - за счет федерального бюджета, соответственно: 79, 83, 88 млн.руб. (20 и 75 млн.руб);

         - за счет регионального бюджета, соответственно: 437, 457, 488 млн.руб. (112 и 417 млн.руб.).

         Все эти вышеперечисленные суммы остаются в распоряжении налогоплательщиков – резидентов ТОР и смогут направляться в инвестиции производственного капитала и создание благоприятной социальной инфраструктуры, что будет способствовать повышению производительности труда и росту реальных заработных плат.    

2) постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 307 утверждена государственная программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», согласно которой основная цель – повышение уровня социально-экономического развития, обеспечение потребностей в трудовых ресурсах и закрепления населения на Дальнем Востоке» (два этапа: 1-ый этап: 2016 -2020 г.г., 2-ой этап: 2021-2025 г.г.). Ожидаемые результаты:

1) создание в ДФО – 21 ТОР;

2) объем инвестиций резидентов ТОР к 2025 г. – 1458,4 млрд. руб.;

3) создание рабочих мест в Тор и порту Владивосток – 71,9 тыс., в т.ч. высокопроизводительных мест – 11,73 тыс.;

4) объем бюджетных ассигнований федерального бюджета – 121 224 млн.руб.    

Итоги за 3 года (начало осуществления 2016 г.):

- предоставлена государственная поддержка 33 инвестиционным проектам;

- вышли на проектную мощность не менее 19 инвестиционных проектов, отобранных в установленном порядке для предоставления государственной поддержки;

- накопленный объем инвестиций, привлеченных для реализации в ДФО инвестиционных проектов, отобранных в установленном порядке для предоставления государственной поддержки, - 798,4 млрд. рублей;

- создано 22,4 тыс. новых рабочих мест в результате реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке, в том числе 5,4 тыс. высокопроизводительных рабочих мест;

- предоставлены нефинансовые меры поддержки 43 инвестиционным проектам, отобранным в установленном порядке, что позволит создать 4,9 тыс. новых рабочих мест и привлечь 475,9 млрд. рублей частных инвестиций;

- реализовано 14 инвестиционных проектов в ФО с участием АО "Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона";

- создано 3,75 тыс. новых рабочих мест в результате реализации инвестиционных проектов в ДФО с участием АО "Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона", в том числе 1,13 тыс. высокопроизводительных рабочих мест;

- сформированы конкурентоспособные на внешнем и внутреннем рынках производства, расположенные на территории Дальнего Востока.

В рамках трехлетнего федерального бюджета с 2019 по 2021 годы будет выделено 123 млрд рублей на государственную программу «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» (в 2019 году в рамках госпрограммы будет выделено 47,7 млрд рублей; 2020 году – 44,1 млрд рублей; в 2021 году – 31,2 млрд рублей). 58,1 млрд рублей выделено для формирования и развития инфраструктуры ТОР. На поддержку реализации инвестпроектов на Дальнем Востоке выделено 9,8 млрд рублей (2019 год – 3,9 млрд рублей, 2020 год – 5 млрд рублей, 2021 год – 0,9 млрд рублей). Впервые дальневосточные инвесторы смогут получить пониженный кредит для реализации инвестиционных проектов, реализуемых в ТОР и свободном порте Владивосток, для этого заложены средства на субсидирование процентной ставки. В предстоящие 3 года на эти цели планируется направить 2 млрд рублей. Более 9 млрд рублей в проекте бюджета предусмотрено на поддержку приоритетных инвестиционных проектов со стороны Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Также 1,9 млрд рублей выделено на инвестиционный проект по освоению Аргунского и Жерлового месторождений урана (Рудник № 6) в Забайкальском крае. Указанные средства будут направлены на поддержку градообразующего предприятия - Приаргунского производственного горно-химического объединения, входящего в состав концерна Атомредметзолото, города Краснокаменска Забайкальского края (источник: Минвостокразвития России).

3) национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» (утвержден протоколом заседания Президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.09.2018 № 12 во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах на период до 2024 г.). Для участия в Национальном проекте будет отобрано 13 регионов.

Национальный проект направлен на обеспечение роста производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5 процентов в год. К участию в проекте предполагается привлечь не менее 10 тыс. средних и крупных предприятий во всех субъектах Российской Федерации.

В требованиях для участия в Национальном проекте важными условиями являются, в частности:

- вклад региона в развитие несырьевых отраслей РФ;

- значимость базовых несырьевых отраслей для развития экономики региона (ВРП) и т.д.

Ключевыми мерами, направленными на достижение целей национального проекта станут:

1) стимулирование предприятий к повышению производительности;

2) снижение административно-регуляторных барьеров (издержек) для повышения производительности;

3) обучение управленческого звена регионов и предприятий;

4) международное взаимодействие;

5) методологическое сопровождение по созданию региональных программ и повышению производительности;

6) вовлечение в участие компаний-партнеров, а также создание новых форматов взаимодействия с бизнесом;

7) создание новых форматов поддержки предприятий в целях выхода на новые рынки и участия в пилотных проектах по цифровой трансформации.

Барьеры:

- низкая развитость транспортно-логистической инфраструктуры в регионе;

- низкая доступность финансовых ресурсов для открытия нового бизнеса;

- низкий уровень инвестиционной активности и отсутствие внешних инвестиций в отраслевом секторе;

- высокий уровень административных барьеров для малого и среднего бизнеса;

- низкая доступность квалифицированных инженеров и технических специалистов для компаний отраслевого сектора;

- недостаточный уровень компетенций в сфере экспорта крупнейших региональных предприятий в отраслевом секторе;

- недостаточный уровень квалификации инженеров и технических специалистов в компаниях отраслевого сектора;

- в портфеле продукции, производимой предприятиями отраслевого сектора, доминирует продукция с низкой добавленной стоимостью;

- низкий уровень автоматизации основных производственных, вспомогательных и административных процессов на предприятиях отраслевого сектора.

Наши партнеры

  • Институт миграции и межнациональных отношений
  • Налоговый институт Российского нового университета
  • Центр налогового администрирования и финансового управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
  • Международная консалтинговая компания ICG
  • Институт налогового менеджмента и экономики недвижимости Высшей школы экономики
  • Факультет
  • Журнал «Налоговая политика и практика»
  • Институт налогового консультирования
  • Налоговый колледж