+7(926)208-66-66      2086666@mail.ru

Фонд науки и образования

 

 Итоги работы ФНС Россини за 2018 год

 

В.А. Кашин[1]

Д.Н. Сулейманов [2]

ФНС России отчиталась

о работе за 10 месяцев текущего года

Авторы статьи подводят итоги работы Федеральной налоговой службы Россини за 2018 год.

Ключевые слова: налоги, расходы, сборы, поступления, заработная плата, бюджет, налоговая база, налоговое администрирование.

 

V.A. Kashin

D.N. Suleymanov

The FTS of Russia reported

on work for 10 months of the current year

The authors of the article summarize the work of the Federal Tax Service of Russia for 2018.

Keywords: taxes, charges, fees, receipts, wages, budget, tax base, tax administration.

 

Результаты – впечатляющие, рост сборов по ряду налогов достигает 14 и более процентов.

Со всем этим налоговое ведомство можно только поздравить, однако есть поводы и призадуматься.

Вот, например, поступления от НДС выросли за отчетный период на 14,1 % - действительно, рекордный результат. Но за счет чего он достигнут?

За счет роста ВВП, за счет роста потребительского спроса, за счет роста доходов населения?

Но, если мы посмотрим данные Росстата, то реальные доходы населения у нас не растут, а для ВВП показан некоторый рост, но верится в него с трудом.

А в отчете ФНС мы видим, что рост поступлений НДС на 369 млрд рублей обеспечен за счет:

- экономических факторов, включая инфляционный фактор и рост ВВП - 107 млрд рублей, в том числе:

инфляция –65 млрд рублей;

рост ВВП – 42 млрд рублей;

- структурных и временных факторов - 128 млрд рублей, из них:

рост налоговой базы по добывающим компаниям в связи                          с ростом средней цены на нефть на внутреннем                                      рынке во 2 квартале 2018 года на 49,4%, в 3 квартале на 59,2% - 56 млрд рублей;

снижение расходов на закупаемое сырье (оборудование, запчасти, товары и др.) - 20 млрд рублей;

снижение расходов на капитальное строительство -                                           12 млрд рублей;

ввод в эксплуатацию новых мощностей - 12 млрд рублей                                    ( в т.ч. энергоблоков АЭС);

опережающий рост выданных авансов - 10 млрд рублей.

- законодательный фактор -13 млрд рублей (в т.ч. за счет введения налога на иностранные интернет-компании);

- остальной прирост обеспечен за счет налогового администрирования + 121 млрд рублей.

Отсюда можно заключить следующее: рост цен на нефть – не наша заслуга, инфляционный фактор – да, с ним работает государство: чем больше опустит рубль, тем больше сборы налога. Одним выстрелом – сразу два зайца.

И целая треть – за счет улучшения налогового администрирования. А это означает – что за счет нагрузки на реальный сектор экономики (банки НДС не платят, а экспортеры сырья даже получают НДС из бюджета, такие возмещения (в общей сумме) выросли также на 11,1 % и превысили уже                         2 трлн. руб.) и за счет населения.

А это уже – не очень радует, поскольку с Нового года ставка НДС вырастет уже до 20 % и все эти диспропорции только усилятся.

Выросли также и поступления налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации (всего в январе-октябре 2018 года собрано НДФЛ на сумму в 2 847,6 млрд руб.) - на 317,1 млрд рублей, или на 12,5% больше, чем в январе-октябре 2017 года.

В этом тоже есть некоторая странность, поскольку Росстат роста реальных доходов населения как раз не отмечает. Да и сами налоговики это признают, указывая, что темп роста поступлений НДФЛ превысил темп роста среднемесячной начисленной заработной платы работников за 9 месяцев 2018 года.

Доходы населения не растут, ставки налога не увеличивались, а сборы выросли более, чем на 11 %. Опять инфляциЯ или добрались до какого-то олигарха?

Все это в целом создает впечатление, что ФНС России добилась, или – почти добилась – полной независимости от экономики России. Это, с одной стороны, может быть и хорошо: что бы с экономикой РФ не происходило, а бюджет правительства всегда будет в порядке!

Но, с другой стороны, хотелось бы, чтобы наши финансовые органы больше внимание уделяли росту налоговой базы – которая как раз прямо зависит от темпов экономического роста и от увеличения доходов населения.

Использованные источники

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).
  2. URL:http://www.gks.ru/ – сайт Федеральной службы государственной статистики.
  3. URL: https://www.nalog.ru/rn77/ – сайт Федеральной налоговой службы.
  4. URL: http:// http://rosnou.ru / – сайт Российского нового университета.

 


[1]. Профессор кафедры налогового администрирования и правового регулирования РосНОУ,

   доктор экономических наук.

[2] Директор Налогового института РосНОУ, кандидат экономических наук

 

Наши партнеры

  • Институт миграции и межнациональных отношений
  • Налоговый институт Российского нового университета
  • Центр налогового администрирования и финансового управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
  • Международная консалтинговая компания ICG
  • Институт налогового менеджмента и экономики недвижимости Высшей школы экономики
  • Факультет
  • Журнал «Налоговая политика и практика»
  • Институт налогового консультирования
  • Налоговый колледж