+7(926)519-49-90      5194990@mail.ru

Фонд науки и образования

 

 Цифровая экономика



 

Основными целями НО «Фонд науки и образования» (ФНО) являются:

1) содействие развитию науки и образования;

2) поддержка государственных и негосударственных образовательных организаций;

3) оказание помощи в разработке и внедрении новых передовых технологий, получении и применении новых знаний для решения экономических, социальных, гуманитарных проблем в области образования, а также развития, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, защиты прав, законных интересов граждан и организаций. Разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

На протяжении ряда лет с 2014 г. ФНО участвует в реализации социально - значимых проектов на средства грантов, которые выделяются Президентом РФ на государственную поддержку некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, в т.ч. по направлениям укрепления межнациональных отношений в РФ, социально-культурной, правовой, психологической адаптации и интеграции трудовых мигрантов, популяризации повышения налоговой грамотности населения, профориентации выпускников высших и средних профессиональных организаций и т.д.

Чтобы быть на «пике» оценки стремительно происходящих изменений во всех отраслях нашей действительности: экономических, образовательных, социальных и др. процессов, необходимо исследовать, обсуждать, предлагать, участвовать, взаимодействовать, в т.ч., с Партнерами и т.д.

Так, проектная команда ФНО обсудила новации в сфере образования, которые происходят в Налоговом институте РосНОУ – партнера ФНО, а именно, внедрение в образовательный процесс – подготовку специалистов для эффективного управления IT-проектами и решения задач digital-сектора экономики в целом.

По направлению Бакалавриат «Цифровая экономика» студенты будут изучать актуальные и перспективные дисциплины и тенденции, отвечающие требованиям и вызовам современности, уделяя особое внимание навыкам работы в цифровой среде.

На научном уровне понятие цифровой экономики только формируется. Так, например, Всемирный банк характеризует цифровую экономику как систему экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий.

Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы (утв. Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203) (ст. 4) цифровая экономика определяется, как хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг.

Существуют и другие определения (понятия) цифровой экономики, их более десятка. Но одно несомненно, что цифровая экономика – это наполнение жизни различными изделиями электронной промышленности и программного обеспечения. Сегодня за специалистами этой области выстраиваются очереди работодателей, а с некоторыми – особо одаренными студентами – контракты заключаются уже на курсах бакалавриата.

По данным ежегодного «Рейтинга работодателей России» HeadHunter из 20 компаний-лидеров – 15 являются прямыми работодателями для специалистов в области цифровой экономики. Самые заинтересованные работодатели работают в отраслях: энергетика, добыча и переработка сырья, IT и интернет, телекоммуникации, связь, производство, торгово-производственные компании, услуги для бизнеса, сервисные и инжиниринговые компании.

В крупных коммерческих компаниях потолок зарплат не определен. Рекрутеры утверждают, что в компаниях типа «Крок», «Алмаз Антей», «Mail.ru» и других ежемесячный оклад может достигать 40-50 тысяч рублей уже на первых порах сотрудничества. Кроме того, большинство компаний лояльны к допуску студентов на стажировку с перспективой.

Прохождение практики непосредственно в ВУЗах еще одно из важных преимуществ, поскольку многие из них имеют свои научно-исследовательские лаборатории, учебные классы по нанотехнологиям на производственных предприятиях, в инновационно-технологических центрах, с новейшим оборудованием. Некоторые студенты, получая диплом, остаются работать в этих центрах и после окончания ВУЗа. Кто-то продолжает практику с целями собственных научных разработок – уже в статусе магистранта или аспиранта.

Цифровая экономика может сделать человека изобретателем. Множество задач, стоящих перед человечеством, в будущем обещает новый технологический прорыв. Мы уже создали искусственный интеллект, роботизацию, интернет вещей, беспилотники, трехмерную печать и многое другое, но глобальные загадки в этом направлении остаются неиссякаемыми. Студент, который разгадает хоть одну из этих загадок, будет называться современным российским изобретателем.

Между тем, в самой ИКТ-сфере стремительно меняются технологии, решения и продукты, что в свою очередь порождает резкий всплеск потребности в соответствующих специалистах. Так, в 2016-2017 годах широкое распространение технологии блокчейн и криптовалют вызвало закономерное увеличение спроса на специалистов в данной области; 5 лет назад каких-то вакансий не было, а другие к 2019 г. уже сейчас не актуальны.

На основании исследований, проведенных Фондом «Атом», составлен прогноз новых ИТ-специальностей.

Профессия

Прогноз появления

Куратор информационной безопасности

До 2020 года

Консультант по безопасности личного профиля

До 2020 года

Кибер-исследователь

До 2020 года

ИТ-аудитор

До 2020 года

Разработчик моделей Big Data

До 2020 года

Цифровой лингвист

До 2020 года

ИТ-проповедник

До 2020 года

Сетевой юрист

До 2020 года

Дизайнер интерфейсов

До 2020 года

Архитектор информационных систем

До 2020 года

Проектировщик нейроинтерфейсов

После 2020 года

Кибертехник умных сред

После 2020 года

Как видим, в перспективе цифровизация затронет такие области как проектирование, транспортировку, управление людьми и ресурсами, маркетинг и образование. Уже сейчас встречаются в практике бизнеса профессии: ИТ-аудитор, дизайнер интерфейсов, разработчики Big Data.

Государственной программой «Цифровая экономика», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р, организации высшего и среднего профессионального образования должны обеспечить ежегодный выпуск - порядка 800 тыс. специалистов.

Вместе с тем, в условиях быстрого развития цифровых технологий образовательным организациям крайне сложно подготовить современного высококвалифицированного специалиста, целые направления могут устаревать еще во время учебы.

Поэтому образовательные программы должны охватывать различные аспекты не только чисто профессионального обучения, но и адаптировать к выбору места дальнейшего трудоустройства: бизнес, государственные, общественные, международные и др. организации, учреждения, корпорации.

Например, уже сейчас в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ в государственных компаниях, действуют профстандарты, регламентирующие уровень образования сотрудников. Это означает, что на позицию инженера-программиста в госкомпанию или государственное учреждение не устроится юрист или инженер-химик по образованию, даже если его опыт в программировании будет значителен.

Сформированный Налоговым институтом РосНОУ учебный план новой программы бакалавриата «Цифровая экономика» предусматривает межпредметную связь дисциплин. В целях овладения знаниями в сфере экономики студенты будут изучать такие дисциплины как «Экономическая политика государства», «Макроэкономика», «Микроэкономика» и др. Но для полного закрепления теоретических и практических навыков выпускники должны изучить дисциплину «Экономический потенциал трудовой миграции».

Как видится, это обосновано следующими причинами и целесообразно по следующим основаниям.

    Россия занимает ведущие позиции в мире по притяжению трудовых мигрантов. Многие иностранные граждане не только зарабатывают на содержание своих семей, находящихся в странах исхода, но и претендуют на постоянное место жительства в России. Они представляют реальный потенциал для пополнения трудоспособного населения, общая убыль которого до 2030 года, по 27 разным прогнозам, составит от 11 до 3 млн человек, а через 8-10 лет треть всех учеников в российских школах будут составлять дети мигрантов. То есть можно прогнозировать, что в перспективе доля иммигрантов в занятости будет примерно такой же.[1]

Совокупный трудовой потенциал страны является главным инвестиционным ресурсом страны. Поэтому, какой вклад вносят в экономический потенциал России мигранты еще придется оценить и выработать оценочные критерии (индикаторы) не только в целом России, но и для каждого региона, города, муниципального образования.

При этом необходимо правильно учитывать национальную безопасность, национальные интересы.

Студенты в рамках освоения учебного курса будут изучать:   

- международный опыт в регулировании процессов трудовой, образовательной, творческой миграции, формы и методы управления этими процессами, просчетами миграционной политики экономически развитых стран и ее положительными эффектами;

- исторические этапы миграционной политики России, развитие и совершенствование административных мер, налоговые регуляторы, демографическую политику;

- общие аспекты государственной политики по повышению производительности труда и поддержке занятости, соблюдению гарантий по трудоустройству и жизнеобеспечению трудовых мигрантов и других категорий иностранных граждан;

- практические разработки и ресурсы по социально-культурной, правовой, психологической адаптации и интеграции мигрантов.

По окончании своего образования, молодые специалисты придут работать в различные коллективы: кто-то будет руководить, кто-то рядом в коллективе делать общую работу, кто-то принимать на работу иностранных граждан в кадровых агентствах, но в любом случае необходимо знать какими правами и обязанностями наделены иностранные граждане, какие права и обязанности имеют по отношению к ним работодатели, правоохранительные органы, налоговые органы и др. участники этих отношений.

Большой вред для экономики страны наносит, теневая экономика, коррупция, не исключением является миграция. Так, в настоящее время острой проблемой является пособничество в незаконном получении мигрантами документов, необходимых для пребывания в России, недобросовестные работники предлагают иностранцам за деньги внести ложные сведения в бланки миграционных карт или в обход законных процедур оформить различные документы. Таким образом, эти люди способствуют росту числа преступлений, совершаемых нелегальными мигрантами. Пособничество в этой сфере достаточно строго наказывается во многих европейских странах. Кроме того, около 80 процентов совершенных мигрантами преступлений относятся к тяжким, насильственным и корыстным. Особенно незаконная миграция опасна тем, что на территорию России для совершения терактов нелегально могут проникать экстремисты. Это прямой ущерб и экономике и самим мигрантам.

Первый замглавы Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Савельев, прокомментировав законопроект по ужесточению миграционного учета, отметил: «Вместе с тем я убежден, что одними запретами проблему незаконной миграции не решить: нужно более широко развивать информационные сервисы для иностранцев и инфраструктуру по их трудоустройству, чтобы легализовать миграционные потоки по максимуму».[2]

В связи с этим изучение правил приема, трудоустройства и размещения иностранных граждан, обеспечения им и членам их семей условий и возможностей для социально-культурной, правовой, психологической адаптации и интеграции в Российской Федерации, актуально, поскольку касается также интересов принимающей стороны в лице, как государственных органов, так и работодателей и местного сообщества, в том числе, выпускников организаций среднего профессионального и высшего образования.

Овладение знаниями по курсу «Экономический потенциал трудовой миграции» позволит развивать экономическую теорию и практику применения этих знаний: в какой степени привлечение и использование иностранной рабочей силы, иностранных инвестиций, высококвалифицированных кадров влияет на экономику Российской Федерации (количественные и качественные результаты, индикаторы для их оценки, моделирования информатизации и цифровизации процессов оценки инвестиционной привлекательности каждого региона Российской Федерации и т.д.)  

 


[1] Доклад Центра стратегических разработок «Миграционная политика: диагностика, вызовы, предложения», выпуск январь 2018 г.

[2] http://www.migimo.ru/news/2692/

Наши партнеры