+7(926)208-66-66      2086666@mail.ru

Фонд науки и образования


САЯПИНА АННА СЕРГЕЕВНА – контент – менеджер Проекта «Инновационные и цифровые технологии адаптации мигрантов» (грант Президента РФ № 19-2-014143 от 29.10.2019) ANNA S. SAYAPINA - content Manager Of the project « Innovative and digital technologies of adaptation of migrants» (grant of the President of the Russian Federation No. 19-2-014143 dated 29.10.2019)
Нелегальная миграция: обзор, проблемы, пути их решения Illegal migration: overview, problems, ways of their solution
Аннотация.
В статье приведены статистика по миграционной ситуации в Российской Федерации, а также какие меры принимаются по сокращению количества нелегальных мигрантов
Annotation.
The article presents statistics on the migration situation in the Russian Federation, as well as what measures are taken to reduce the number of illegal migrants
Ключевые слова:
мигранты, нелегальная миграция, миграционная политика, национальная безопасность, социально-культурная, правовая и психологическая адаптация мигрантов, президентские гранты
Keywords:
migrants, illegal migration, migration policy, national security, socio-cultural, legal and psychological adaptation of migrants, presidential grants

Нелегальная миграция: обзор, проблемы, пути их решения

На проведенном 29 ноября 2019 г. в Нальчике заседании Совета по межнациональным отношениям Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул: сфера межнациональных отношений требует «постоянного внимания, последовательной и серьезной работы». - Это как здоровье человека: нужно заниматься этим постоянно, — подчеркнул он.

Поэтому Президент Российской Федерации поручил руководителям всех регионов «держать вопросы государственной национальной политики на постоянном личном контроле, опираться на национально-культурные общественные объединения». Также В.В. Путин добавил, что государство должно предпринять все необходимые меры по социальной адаптации мигрантов, которые будут препятствовать распространению в стране экстремистских идей.

- Для всех регионов актуальна и тема трудовой миграции, в целом миграционной политики. «Нужны продуманные, эффективные меры по социальной адаптации мигрантов. Мы радушно принимаем и должны помогать тем, кто хочет жить, учиться, работать у нас. И в то же время необходимо отсекать, жестко отсекать любые риски, связанные с невежеством, распространением экстремизма, разного рода радикальных течений» - сказал Владимир Путин.

По данным Главного управления по вопросам миграции МВД России (далее – ГУВМ МВД России) поставлено на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства за 9 месяцев 2019 г. – 14 940 455 человек, за аналогичный период прошлого года – 13 618 136 человек, что на 1 322 319 больше или рост составил – 9,7%. [1]

По целям постановки на миграционный учет также наблюдается рост по следующим показателям, соответственно, за 9 месяцев 2019 г. и 9 месяцев 2018 г. (чел.)[2]:
- зарегистрировано по месту пребывания – 14 515 922 и 13 183 187, + 1 332 735 (110,1%);
- первично – 10 802 499 и 9 620 417, + 1 182 082 (112,3%);
- учеба – 478 753 и 380 879, + 97 874 (125,7%);
- работа – 4 252 536 и 3 873 855, + 378 681 (109,8%),
а по отдельным показателям снижение, в том числе:
- частная – 1 890 586 и 2 076 286, - 185 700 (91,1%);
- иное – 746 548 и 750 990, - 4 442 (99,4%).

Как видим, наибольший удельный вес около 30% составляют мигранты, которые регистрируются, указав цель приезда «работа» - (4 252 536 чел.). Из них получили патенты – 1 529 381 чел. или 36%, оформили разрешение на работу – 103 482 чел. или 2,4%, мигранты из стран ЕАЭС – 717 177 чел. или 16,9% (в т.ч. из Беларуси – 119 500 чел., Армении – 119 500 чел., Казахстана – 100 922 чел., Киргизии – 331 655 чел.)[3].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что остальное количество мигрантов 1 902 496 чел., т.е. 44,7% находятся в нелегальном поле, исходя из официальной статистики за 9 месяцев 2019 года. Между тем, учитывая нарастающее из года в год количество нелегальных мигрантов, по разным экспертным оценкам, в России их количество составляет от 8 до 10 миллионов. Большинство из них прибывают из стран Средней Азии, Украины и других государств (Китай, Вьетнам).

Это имеет негативные последствия для обеих сторон: России и мигрантов. Как правило, мигранты занимаются неквалифицированным трудом. При этом создаются низкие стандарты оплаты труда: в 1,5-2 раза ниже, чем для легального работника, без какой-либо правовой защиты. Каждый нелегал вынужден опасаться проверки документов, а также рейдов полиции и миграционной службы. Российское законодательство предполагает, что нелегал должен быть оштрафован и выдворен за пределы нашего государства. Также предполагается запрет на въезд в страну.

Анализ показателей преступности среди иностранных граждан и лиц без гражданства в России, Москве и Московской области в динамике за 2017, 2018 и 9 месяцев 2019 года (относительно общего количества преступлений и числа раскрытых преступлений), проведенный Генеральной прокуратурой Российской Федерации, позволяет сделать следующие выводы[4]:

1. Наблюдается пусть и незначительное, но снижение количества преступлений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства, и их доли в общем массиве зарегистрированных преступлений как в России в целом, так и в городе Москве на протяжении 3 лет с 2017 по 2019 г.г. (По России на 0, 2%, по Москве на 0,4%); в Московской области в 2018 году по сравнению с 2017 годом наблюдался рост на 0, 7%, в 2019 году показатель остался на уровне 2018 года.

2. Имеет место рост уровня преступности в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства в городе Москве всего на 1,1% за 3 года; по России и в Московской область данный показатель существенно не изменился.

3. Количество преступлений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства, в общем числе зарегистрированных преступлений в России, в Москве и в Московской области, существенно отличается. Так, за 9 месяцев 2019 года оно составило по России 1,8%, по Москве – 4,5%, по Московской области – 7,6%. Данная тенденция объясняется большей концентрацией иностранных граждан и лиц без гражданства в данных субъектах Российской Федерации (более 50% от всех находящихся в России).

На постоянной основе в регионах и на местном уровне проводятся оперативно-профилактические операции «Нелегальный мигрант».

В результате этих мероприятий выявляются факты не только незаконного нахождения мигрантов в Российской Федерации, но и занятия незаконной трудовой деятельностью.[5]

Например, в Московской области (д. Староникольское Можайского района) в жилом доме уроженцы одной из среднеазиатских республик организовали пошив рабочей одежды и спортивных сумок, работники этого цеха были подвергнуты административному наказанию и выдворению за пределы Российской Федерации, по организаторам – возбуждено уголовное дело по статье по признакам преступления, предусмотренного ст. 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации «Организация незаконной миграции».

Аналогичные нарушения выявлены в Томской области. В результате проведения 4-го этапа «Нелегальный мигрант» сотрудниками полиции проверено 3110 объектов, в том числе: 26 объектов промышленности; 1 объект сельского хозяйства; 62 объектов строительства; 60 объектов торговли; 10 объекта бытового обслуживания; 2050 объектов транспорта; 841 объектов жилого сектора; 60 объектов иной сферы. В результате проведенных проверок выявлено 196 нарушений миграционного законодательства Российской Федерации, выявлено 61 административное правонарушение в области привлечения и использования иностранных работников.

За пределы Российской Федерации выдворено в административном порядке 4 иностранных гражданина, депортировано 3 иностранных гражданина, принято 16 решений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.Сотрудниками полиции проверено 219 мест компактного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства, по результатам возбуждено 2 уголовных дела по признакам преступлений, предусмотренных статьей 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации и 1 уголовное дело, предусмотренных статьей 322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В городе Воронеже возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации «Организация незаконной миграции»[6], решается вопрос об избрании меры пресечения в отношении гражданина, который в период с октября по ноябрь текущего года за денежное вознаграждение оказывал содействие 49 мигрантам в фиктивной постановке на регистрационный учет. При этом он составлял с ними договор на проведение ремонтных работ в своей квартире, тем самым легализировав их пребывание на территории города Воронежа, между тем они в указанной квартире не проживали и заявленную в договоре трудовую деятельность не осуществляли.

Аналогичные нарушения фиктивной постановки на учет выявлены в Астрахани – 175 мигрантов, в Нижегородской области – 8 мигрантов (возбуждено уголовное дело по признаку преступления, предусмотренного статьей 322.3 УК РФ[7], в Краснодарском крае - сотрудники Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Краснодарскому краю совместно с Центром противодействия экстремизму и Госавтоинспекцией краевого главка при поддержке бойцов спецподразделения при реализации информации, поступившей оперативным путем, проверили документы пассажиров автобуса, следующего в одну из стран ближнего зарубежья. Установлено, что среди 35 пассажиров - 22 иностранных гражданина находились на территории Российской Федерации незаконно; в Астрахани - возбуждено уголовное дело в отношении местной жительницы, подозреваемой в совершении преступления, предусмотренного статьёй 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации «Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации» за недостоверные сведения о постановке на учет 119 граждан Азербайджана, Туркменистана, Узбекистана и других стран.

ГСУ ГУ МВД России по Саратовской области было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 322.1 УК РФ по факту организации незаконного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, совершенного организованной группой.Фигурант поделился идеей с родственниками – женой, братом жены, сестрой, тещей, а также двумя знакомыми – сделав их тем самым соучастниками незаконной деятельности.Одни участники группы искали клиентов среди иностранцев. Другие, будучи собственниками жилых помещений, регистрировали по месту пребывания или жительства иностранных граждан без намерения предоставить им для этих целей жилье. За период с 2016 по 2018 год подобным образом организовано незаконное пребывание 76 иностранцев, из которых ряд лиц привлечены к административной ответственности, за пределы Российской Федерации в административном порядке выдворено 5 иностранных граждан.

Сотрудниками иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции УМВД России по Томской области совместно с сотрудниками Центра противодействия экстремизму и Управления уголовного розыска УМВД России по Томской области, при содействии УФСБ России по Томской области и поддержке Росгвардии проверено 93 мигрантов, по которым составлены 14 административных протоколов по части по части 1 статьи 18.8, 18.9, 18.10, КоАП Российской Федерации.

Сотрудники Управления по вопросам миграции УМВД России по Пензенской области получили оперативную информацию о незаконном пребывании иностранных граждан на территории дачного массива около села Чемодановка Бессоновского района. В ходе рейда полицейские при поддержке бойцов Росгвардии проверили садоводческие товарищества в указанной местности и обнаружили 29 мигрантов, которые проживали в заброшенных дачных домиках. Жилища они отапливали с помощью самодельных печей, восемь граждан не имеющих законных оснований находиться на территории Российской Федерации были выдворены из нашего государства, другие оштрафованы по ст. 18 КоАП РФ[8]

При проведения рейдовых мероприятий на объектах сферы обслуживания (предприятия общественного питания), расположенных на территории города Калуги, сотрудниками управления по вопросам миграции УМВД России по Калужской области выявлены 5 иностранных граждан из ближнего зарубежья (Республик Узбекистан и Таджикистан), незаконно осуществляющих трудовую деятельность и находящихся на территории Российской Федерации с нарушением режима пребывания (проживания) в России. Нелегальные мигранты трудились в пунктах общественного питания в качестве поваров и осуществляли изготовление хлебобулочных изделий, имеющихся в ассортименте кафе.

В ходе проведения мероприятий по противодействию незаконной миграции на территории региона сотрудниками Управления по вопросам миграции и Центра по противодействию экстремизму УМВД России по Калужской области на строительном объекте, расположенном в Калуге, выявлены 10 нелегальных мигрантов в качестве разнорабочих, осуществляющих трудовую деятельность по возведению межкомнатных перегородок и уборке строительного мусора. К ним применены административного воздействия в виде наложения административных штрафов в размере 2 000 рублей по каждому из совершенных ими административных правонарушений, а также выдворение за пределы Российской Федерации и последующим запретом на въезд в страну в течение 5 лет. В настоящее время проводится проверка на предмет установления и привлечения к административной ответственности работодателя, незаконно использующего труд иностранных работников, которому грозит административное наказание в виде штрафа в размере от 250 до 800 тысяч рублей за каждого нелегально привлеченного иностранного гражданина.

На состоявшейся 5 ноября 2019 г. в Российском государственном университете (РГГУ) Международной научно-практической конференции «Миграция в России и в современном мире: проблемы, перспективы, практические решения», организованной РГГУ совместно с Комиссией по миграционным вопросам и социально–культурной адаптации иностранных граждан Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ, Институтом социально-политических исследований РАН и Союзом экспертов и консультантов в сфере трудовой миграции «Международный альянс «Трудовая миграция», председательствующий Паскачев Асламбек Боклуевич - член Президиума Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям и председатель Комиссии Совета по миграционным вопросам и социально-культурной адаптации иностранных граждан, председатель Высшего совета ООД «Российский конгресс народов Кавказа» отметил: «… Сегодня к нам едут в большинстве молодые люди, которые, в отличие от старшего поколения, хуже владеют русским языком, плохо знают нашу общую историю и культуру. И что существенно, они мало стремятся к адаптации в принимающем обществе, потому что нацелены на временное пребывание ради заработка и последующее возвращение домой. Однако адаптировать их необходимо.

- От того, насколько мигранты вписались в российский социум, зависит миграционная безопасность страны, являющаяся неотъемлемой частью государственной национальной безопасности, - сказал А.Б. Паскачев.

Фондом науки и образования - победителем конкурса на предоставление грантов Президента РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 30.01.2019 № 30 «О грантах Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества» (грантодатель – Фонд-оператор президентских грантов по развитию гражданского общества, грант от 29.10.2019 № 19-2-014143), приступившим с 01 ноября 2019 года к реализации мероприятий социально-значимого проекта «Инновационные и цифровые технологии адаптации мигрантов», проводится информационно-воспитательное анкетирование различных групп населения (представителей общественных, государственных, образовательных организаций, студентов, работодателей), в том числе, и мигрантов (декабрь 2019 г.). Информационно – воспитательный аспект для мигрантов заключается в том, что их необходимо проинформировать о последствиях нелегальной трудовой миграции. Поэтому очень актуально получить ответы на следующие вопросы:
13. Если будет объявлена миграционная амнистия, то она должна быть платной?
ДА/НЕТ (подчеркните). Если платной, то кто должен заплатить за легализацию мигрантов?
- сам мигрант
- работодатель, который пользуется трудом нелегальных мигрантов
- Россия
- затрудняюсь ответить
- Ваш вариант ответа______________________________________________________

14. Пользовались ли Вы услугами посредников при оформлении миграционных документов?
- ДА
- НЕТ.
Если «НЕТ», то где оформляете документы?_______

По результатам информационно-воспитательного анкетирования мигрантов, студентов, представителей государственных, общественных организаций и центров организованного набора мигрантов со сферой деятельности в Российской Федерации, онлайн-анкетирования посетителей сайта Фонда науки и образования онлайн-презентация будет размещена в полном объеме до 29 февраля 2020 года в Коммуникационном онлайн-центре адаптации мигрантов (в соответствии с календарным планом Гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества от 29.10.2019 № 19-2-014143 «Инновационные и цифровые технологии адаптации мигрантов»).

Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (КРФ), 2019 г.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации (УКРФ), 2019 г.
3. КоАП РФ, 2019 г.
4. Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 N 1532 (ред. от 30.11.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики»
5. Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 гг. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31.10.2018 № 622).
6. URL: http:///www.kremlin.ru
7. URL: www.government.ru
8. URL:https://sozd.duma.gov.ru/
9. URL: www.fadn.gov.ru
10. URL: www.мвд.рф
11. URL:https://www.nalog.ru/
12. URL:https://www.gosuslugi.ru/new
13. URL:http://crimestat.ru/offenses_map
14. URL:http://www.migimo.ru/
15. URL:http://www.фонд-науки.рф


  1. https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/18630841/
  2. там же
  3. Для сведения: мигранты из ЕАЭС – могут работать без патента на основании трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, а также заниматься трудовой деятельностью как самозанятые.
  4. По данным Портала правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации: http://crimestat.ru/offenses_map
  5. https://мвд.рф/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/guvm/news
  6. Для сведения: максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет.
  7. Санкция статьи предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет.
  8. Для сведения - штраф в размере до пяти тысяч рублей.

Наши партнеры