+7(926)519-49-90      5194990@mail.ru


Вышел апрельский номер журнала «Налоговая политика и практика»
Профессионально-общественная аккредитация
Нужно ли в 2024 году учиться на директорских программах и получать статус Chief Officer?
По каким направления подготовки можно учиться на профессиональных докторских программах?
Пять причин поступить на директорские программы РосНОУ
Вышел мартовский номер журнала «Налоговая политика и практика»
Фонд науки и образования в социальных сетях
Нужно ли получать в 2024 году профессиональную степень доктора?
Основы контроля и оценки эффективности функционирования логистических систем и операций
Карьерные перспективы выпускников директорских программ в 2024 году – сколько выпускник потенциально сможет зарабатывать?
Оценка инвестционных проектов в логистических системах
Previous Next Play Pause
Вышел апрельский номер журнала «Налоговая политика и практика» Вышел апрельский номер журнала «Налоговая политика и практика»
Профессионально-общественная аккредитация Профессионально-общественная аккредитация
Нужно ли в 2024 году учиться на директорских программах и получать статус Chief Officer? Нужно ли в 2024 году учиться на директорских программах и получать статус Chief Officer?
По каким направления подготовки можно учиться на профессиональных докторских программах? По каким направления подготовки можно учиться на профессиональных докторских программах?
Пять причин поступить на директорские программы РосНОУ Пять причин поступить на директорские программы РосНОУ
Вышел мартовский номер журнала «Налоговая политика и практика» Вышел мартовский номер журнала «Налоговая политика и практика»
Фонд науки и образования в социальных сетях Фонд науки и образования в социальных сетях
Нужно ли получать в 2024 году профессиональную степень доктора? Нужно ли получать в 2024 году профессиональную степень доктора?
Основы контроля и оценки эффективности функционирования логистических систем и операций Основы контроля и оценки эффективности функционирования логистических систем и операций
Карьерные перспективы выпускников директорских программ в 2024 году – сколько выпускник потенциально сможет зарабатывать? Карьерные перспективы выпускников директорских программ в 2024 году – сколько выпускник потенциально сможет зарабатывать?
Оценка инвестционных проектов в логистических системах Оценка инвестционных проектов в логистических системах

В помощь мигранту

Новости фонда

loading...

Труд занятость миграция новости

loading...

«Достижения и перспективы совершенствования системы налогообложения в РФ»

В статье директора Налогового института РосНОУ Сулейманова Д.Н. рассматриваются вопросы совершенствования системы налогообложения в Российской Федерации.

Несмотря на сложный период развития экономики страны в связи с введением санкций налоговые органы во главе с Мишустиным М.В. много и успешно работают над повышением эффективности своей работы.
Если взять количественные данные, то в январе-марте 2015 года исполнение основных показателей федерального бюджета (по доходам) составило 3 438,1 млрд рублей, или 22,8% к общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом
«О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». При этом в составе доходов консолидированного бюджета Российской Федерации доля ФНС России составила 60,1% от общей суммы поступлений. Остальную часть поступлений в консолидированный бюджет РФ обеспечили ФТС России – 23,1%, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) – 0,1%, Министерство финансов России – 1,6% и другие администраторы доходов – 15,1%.

При этом следует отметить, что с начала 2015 года вступил в силу План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г.
Основные мероприятия этого Плана перечислены в Распоряжении Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р О плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. Так, в частности, предусмотрено сокращение в 2015 г. большинства категорий расходов федерального бюджета на 10% (в первую очередь, за счет исключения неэффективных затрат). Будут также сокращены расходы на функционирование органов госвласти, в т. ч. за счет уменьшения расходов на оплату услуг повышенной комфортности. Разрабатываются также предложения по дальнейшей оптимизации структуры федерального бюджета в среднесрочной перспективе, в т. ч. за счет ежегодного снижения расходов как минимум на 5% в реальном выражении в течение 3 лет.


Среди других конкретных мер – докапитализация банков, подготовка предложений о создании банка (агентства) "плохих долгов" для выкупа проблемных активов банков, долгов организаций, установление получателями средств федерального бюджета авансовых платежей по отдельным договорам и т.д.
С учетом этих новых задач ФНС России продолжает работу по укреплению налогового контроля и по совершенствованию в целом всей системы налогового администрирования в стране.
Так, в частности, запущена и отрабатывается на практике система «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц». В настоящее время на сайте ФНС России можно скачать модуль программного обеспечения по заполнению декларации по НДФЛ за 2014 г. - "Декларация 2014" версии 1.0.2. Программа работает в штатном режиме; если возникают вопросы, можно обращаться на горячую линию ПО "Декларация" по почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Одновременно сообщается, что инспекция не вправе отказаться принять декларацию, представленную налогоплательщиком по установленной форме, независимо от версии ПО, с использованием которого она была заполнена.


Для пользователей сервиса "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" также доступна возможность заполнить декларацию в режиме онлайн на сайте ФНС России без скачивания программы.


Как и прежде, определены случаи, когда граждане должны самостоятельно рассчитать сумму налога и подать в налоговый орган декларацию (форма 3-НДФЛ).
Так, самостоятельно подготовить и представить декларацию обязаны граждане, получившие доходы от продажи имущества, находившегося в их собственности менее 3 лет, ценных бумаг, долей в уставном капитале; от сдачи квартир, комнат и иного имущества в аренду; от предпринимательской деятельности; в виде подарков; с которых налог не был удержан налоговым агентом; в виде выигрышей в лотерее. В отношении выигрышей, полученных в 2014 г. в букмекерских конторах и тотализаторах, с 2015 г. представлять декларацию не нужно, если налог был удержан организатором.


Кроме того, ФНС России приступило к опытной эксплуатации "Личного кабинета налогоплательщика индивидуального предпринимателя" (ЛК ИП). Для начала предусмотрено тестирование в течение 3 месяцев на базе 10 региональных управлений ФНС России и ФКУ "Налог-Сервис".
ЛК ИП предоставляет пользователям широкие возможности. В частности, через него в режиме онлайн можно получить сведения из ЕГРИП, показатели расчетов с бюджетом, информацию о налоговых обязательствах и предстоящих платежах, данные о ходе проведения камеральных проверок.
В ЛК ИП можно удаленно, без визита в налоговый орган, получать выписки из ЕГРИП, направлять документы для госрегистрации изменений в сведения об ИП, представлять заявления для постановки на учет в качестве плательщика ЕНВД, уточнять невыясненные платежи, производить зачет и возврат излишне уплаченных сумм и др.
Доступ к ЛК ИП предоставляется по заявлению налогоплательщика, заверенному усиленной квалифицированной электронной подписью/Универсальной электронной картой либо по Регистрационной карте, которая выдается при обращении налогоплательщика в налоговую инспекцию. При наличии у лица "Личного кабинета налогоплательщика физического лица" доступ в ЛК ИП может быть предоставлен без дополнительной регистрации по имеющемуся логину/паролю.


В настоящее время, в целях повышения качества обслуживания налогоплательщиков на сайте ФНС России создан интернет-сервис «Узнать о жалобе», позволяющий оперативно в режиме онлайн получить информацию о ходе и результатах рассмотрения жалоб (заявлений, обращений), поступивших в управления ФНС России по субъектам Российской Федерации и ФНС России.
Федеральной налоговой службой на сайте ФНС России также создан интернет-сервис «Решения по жалобам», который предоставляет возможность просмотра в свободном доступе наиболее значимых решений, вынесенных налоговыми органами по результатам рассмотрения ФНС России и управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации жалоб (обращений) налогоплательщиков на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц.
В указанном интернет-сервисе наряду с решениями, вынесенными налоговыми органами по результатам рассмотрения налоговых споров, размещаются решения, вынесенные по результатам рассмотрения споров, связанных с государственной регистрацией налогоплательщиков. Всего за I квартал 2015 года зарегистрировано 38,4 тысячи обращений к сервису (в 3,6 раза больше, чем в I квартале 2014 года), что говорит о его востребованности со стороны налогоплательщиков.

Другим важным нововведением является передача ФНС России функций по предоставлению отсрочки, рассрочки по уплате федеральных налогов и сборов в части, зачисляемой в бюджет страны, на срок от 1 до 3 лет. Ранее решения о предоставлении такой отсрочки (рассрочки) принимало Правительство РФ. Также отменен порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по решению министра финансов РФ.
Вышел также Приказ Федеральной налоговой службы от 16 февраля 2015 г. № ММВ-7-2/70@ "Об утверждении Порядка рассмотрения налоговыми органами сообщений о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации". Этим приказом регулируются вопросы рассмотрения налоговыми органами сообщений о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.1 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов и неисполнение обязанностей налогового агента).
Согласно действующей редакции УПК РФ вышестоящий налоговый орган по отношению к тому, в котором состоит на учете плательщик, при поступлении от следователя копии сообщения о преступлениях с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки обязан рассмотреть материалы не позднее 15 суток с момента их получения.
С помощью нижестоящих инспекций проверяются факт постановки лица на учет, информация о текущих или проводившихся проверках и их результатах. По итогам готовится заключение, которое направляется следователю.
Следует отметить и Приказ Федеральной налоговой службы от 12 января 2015 г. № ММВ-7-11/2@ "О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 17 сентября 2007 года
№ ММ-3-09/536 @"
Согласно которому, с 1 января 2015 г. органы ЗАГСа и органы опеки и попечительства обязаны сообщать в налоговые органы о фактах заключения и расторжения брака, установления отцовства, установления и прекращения опеки и попечительства. При этом данные подаются в течение 10 дней после дня регистрации соответствующих актов гражданского состояния.
Вместе с тем, следует отметить, что хотя данная мера и облегчает существенно реализацию контрольных функций налоговыми органами, но она – наряду и с другими мерами по улучшению информационного взаимодействия налоговых органов с другими органами государственной власти – все же имеет скорее паллиативный характер.
Так, если провести сравнения с практикой развитых стран, то в них эти вопросы решаются, во-первых, за счет перехода к полной открытости баз данных, поддерживаемых госорганами, для любых граждан и организаций (включая, естественно, и работников налоговых органов), и, во-вторых, за счет предоставления налоговым органам права прямого доступа в соответствующие базы и банки данных (включая и поддерживаемые общественными организациями).
Очевидно, что и у нас следует руководствоваться этой же тенденцией. И кое-что в этом отношении уже делается. Так, у нас признана открытость реестров объектов недвижимости, регистрационного учета юридических лиц, баз данных кредитных историй и т.д.
Вместе с тем, можно выделить и еще целый ряд ключевых направлений совершенствования работы налоговых органов.
Во-первых, налоговым органам следует вернуть функцию сбора налогов – как это и есть сейчас во всех развитых странах мира. Налоговые органы должны собирать налоговые платежи на свои счета, производить затем «дорасчеты» с налогоплательщиками (что абсолютно необходимо, поскольку значительная часть налоговых платежей вносится в авансовом порядке и часть полученных средств затем, после обработки окончательной налоговой отчетности, должна возвращаться налогоплательщикам) и производить затем распределение собранных налоговых доходов по их конечным получателям – бюджетам и фондам.

Такая мера значительно повысит эффективность налоговой работы в стране в целом и даст возможность существенно сократить затраты государства в этой сфере. ФНС России тогда сможет оптимизировать работу с налогоплательщиками по всем видам обязательных платежей (налоги, социальные сборы, различного рода квазиналоговые платежи и т.д.) и получит возможности использовать методы перекрестного контроля.
Кроме того, тогда легко может быть решена проблема с НДФЛ – когда люди живут в одном регионе, а работают в другом регионе – просто за счет перераспределения собранных поступлений этого налога между соответствующими регионами.
Во-вторых, на этой основе ФНС России можно будет передать ведение статистической отчетности по всем видам налогов и обязательных платежей в стране. Опять же, если сравнить с другими странами, то в них статистика налоговых органов является наиболее достоверной из всех разделов государственной статистики – поскольку она основана на отчетности, за которую ее составители несут полную личную ответственность, и поскольку она основана на учете движения реальных денег. Это коренным образом отличается от источников иной статистической информации, которые часто дополняются оценками, данными «наблюдений», и т.д., имеющими чисто субъективный характер.
В-третьих, необходимо вернуть налоговым органам право расследования и преследования налоговых преступлений. Такой порядок принят во всех развитых странах. У нас же пока в этой сфере проведена черта – между правоохранительными органами, которые наделены правом расследования налоговых преступлений, но не имеют доступа к базам данных налоговых органов (а по другому и быть не может, поскольку исключительные функции по сбору и хранению информации о налогоплательщиках допустимы только для органов, занимающихся сбором налогов), и налоговыми органами, которые всей необходимой информацией обладают (или могут ее получить), но не наделены правом расследовать конкретные нарушения налогового законодательства.
В-четвертых, следует объединить базы данных по НДФЛ и по социальным сборам, с перспективой перехода к единому ПИН по налоговому и социальному учету (как это давно действует в США). Выгода здесь получается сразу двойная: и лучший контроль за сбором социальных взносов (если у гражданина есть значительные налогооблагаемые доходы, то почему он не платит социальные взносы), и мониторинг правильного использования социальной помощи государства (сейчас по данным Минфина РФ, около 50 % сумм социальной помощи поступает лицам, в ней не нуждающимся).
В-пятых, необходимо объединение баз данных налоговых и таможенных органов. Действительно, зачем одни и те же предприятия учитывать дважды? А при новом порядке одновременно и разрешится проблема контроля за налогоплательщиками, предоставляющими разные (искаженные) данные отчетности в налоговые органы и таможенной службе. Это также касается и НДС, который сейчас контролируется параллельно и ФНС России, и ФТС России. Характерно, что как показывают расчеты независимых экспертов и по НДС, и по таможенным сборам государство
«выбирает» не более 70 % реального налогового потенциала.
Таким образом, в сфере налогообложения много уже делается, но и еще больше предстоит сделать. А от успеха всех этих действий ФНС в решающей степени зависит надежность обеспечения финансовой деятельности государства, что особенно актуально для нынешней ситуации в Российской Федерации.

 

Список источников
1. Распоряжении Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р О плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г.

2. Приказ Федеральной налоговой службы от 16 февраля 2015 г.
№ ММВ-7-2/70@ "Об утверждении Порядка рассмотрения налоговыми органами сообщений о преступлениях, предусмотренных статьями 198
- 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации".
3. Приказ Федеральной налоговой службы от 12 января 2015 г. № ММВ- 7-11/2@ "О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 17 сентября 2007 года № ММ-3-09/536 @"
4. URL: http://www.nalog.ru/rn77/ – сайт Федеральной налоговой службы.
5. URL: http://government.ru/ – сайт Правительства России.
6. URL: http://rosnou.ru/ – сайт Российского нового университета.

Наши партнеры