+7(926)519-49-90      5194990@mail.ru

Фонд науки и образования

Механизмы эффективного регулирования процессов внутренней и внешней миграции, как  фактор снижения уровня безработицы

Механизмы эффективного регулирования процессов внутренней и внешней миграции, как фактор снижения уровня безработицы

Д.Н. Сулейманов А.С. Саяпина В статье рассматриваются проблемы внутренней территориальной мобильности населения в России.

Современная Россия находится в условиях глубокого демографического кризиса, характеризующегося значительной естественной убылью населения и негативными качественными изменениями по его составу, в том числе, имеет место сокращение численности трудоспособного населения, естественная убыль которого, если оно не будет пополняться внешними мигрантами по прогнозам к 2025 г. превысит 18 миллионов человек.


Тем не менее, необходимым условием для обеспечения социально- экономического развития России в 21 веке является рациональное перераспределение трудовых ресурсов.
Однако, в условиях, когда растущему спросу на рабочую силу соответствует сокращающееся предложение труда, российская экономика, ее отдельные отрасли и регионы испытывают дефицит рабочей силы.


Существование локально замкнутых региональных рынков труда способствует образованию застойной скрытой безработицы, в то время как в других регионах наблюдается нехватка рабочей силы по отдельным отраслям и профессиям. Ситуация осложняется конкуренцией вследствие встречных потоков внешних трудовых мигрантов, беженцев с Украины и другими факторами.
При этом решению проблем внутренней территориальной мобильности населения, в том числе по экономическим причинам, в России уделяется недостаточно внимания со стороны государственных, законодательных и исполнительных органов.


Кто же такие внутренние мигранты, о которых так много говорят? Внутригосударственная миграция представляет собой процесс перемещения населения внутри одной и той же страны. Эти переселения не выходят за пределы государственной границы. Во внутренних миграциях участвуют граждане данного государства, которые не меняют своего подданства. Здесь часто возникает путаница: внутренних мигрантов воспринимают также, как и внешних, не разделяя этих понятий, поэтому на них распространяются и межнациональные конфликты, что крайне несправедливо. В результате граждане РФ «привязаны» или приравнены, особенно в социальном сознании, к внешним мигрантам или переселенцам и ситуация на рынке труда характеризуется определенным уровнем социального раздражения.


Соотношение законодательных актов и программных документов не создает гибкую систему управления миграционными потоками, не позволяет своевременно актуализироваться и корректироваться и характеризуется хаотичностью и бессистемностью. В основном, миграционное законодательство акцентируется на вопросах по борьбе с нелегальной миграцией и ее последствиями, где задействованы административные рычаги различных министерств и ведомств, осуществляющих каждый свой учет (миграционный, налоговый, пограничный, статистический, рынок труда и т.д.).Система администрирования построена на властных отношениях и непогрешимости чиновников, не оставляя возможности оспаривать в судах неаргументированные ответы на просьбы и жалобы.


Отсутствует единая научно-обоснованная система мониторинга, анализа и систематизации данных о внутренней и внешней трудовой миграции, при том, что из огромного количества индикаторов, значительная часть из которых имеет чисто формальный характер и не представляет интереса для государственных органов. В результате при разработке и принятии государственных программ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях принимаются меры не на профилактику и опережение ситуации, а по решению текущих проблем.


Таким образом, государственная миграционная политика должна проводиться в тесной увязке с политикой в области занятости населения и политикой в области регионального развития.
В связи с этим является актуальным и социально значимым вовлечение в исследовательскую, законотворческую и активно- общественную деятельность различных институтов гражданского общества, научного сообщества по разработке современных системных методов и механизмов повышения трудовой мобильности граждан, изменению вектора государственной политики - предоставление мер государственной поддержки переезжающему трудовому населению и работодателям при привлечении внутренних трудовых ресурсов в трудонедостаточные регионы и на инвестпроекты, а также мер по повышению роли региональной политики и проведению административных реформ.


Исходя из исследования государственной миграционной политики и анализа причин низкой миграционной подвижности российских граждан в районы, испытывающие недостаток трудовых ресурсов, можно предложить следующие пути решения:
- взаимозамещение внешней трудовой миграции внутренней;
- устранение административных и экономических барьеров внутренней миграции трудовых ресурсов;
- обеспечение финансовыми возможностями для осуществления переезда, обустройства и занятости членов семей на новом месте;
- решение проблем в системе образовательной (учебной) миграции российских граждан, в том числе по вопросам повышения квалификации и профпереподготовки, с учетом спроса на профессии, востребованные на рынке труда.


 

Список источников:
1. Конституция Российской Федерации (КРФ) 2015.
2. URL: http:// com_content&view=article&id=87/фонд науки.рф – сайт НО
«Фонд науки и образования»
3. URL: http://rosnou.ru/ – сайт Российского нового университета.
4. URL: http://fms.ru/ - сайт Федеральной миграционной службы
5. Стратегическое управление миграционными процессами, М.: МНИ, 2014 – 324 с.
6. Миграционная ситуация в России: правовые, социальные и экономические аспекты, М.: МНИ, 2014 – 138 с.
7. Адаптация и интеграция вынужденных мигрантов (в том числе с Украины) в местное сообщество, М.: МНИ, 2015 – 80 с.

Наши партнеры