+7(926)519-49-90      5194990@mail.ru

Фонд науки и образования

Основные направления  реформирования  и регулирования  процессов внутренней и внешней трудовой  миграции: адаптация  и интеграция

Основные направления  реформирования  и регулирования  процессов внутренней и внешней трудовой  миграции: адаптация  и интеграция

В статье особое внимание уделено регулированию  процессов внешней трудовой миграции, предложены меры по усилению контроля за пребыванием иностранцев в России, а также касающиеся вопросов налогообложения   доходов.

 

 

На протяжении более 3-х лет  Фонд науки и образования занимается вопросами  правового, социального и экономического положения мигрантов, а также  по их адаптации и интеграции в местное сообщество, в основном,  это касалось внешних  трудовых мигрантов. Но как показала практика и исследования,   практические аспекты, не менее важными остаются проблемы регулирования  процессов внутренней миграции российского трудоспособного населения, «регулирование» в том смысле, которое на настоящий момент отсутствует.


В связи с этим в рамках социально значимого проекта «Дорожная карта пространственного размещения трудовых мигрантов: содействие адаптации и интеграции» (грант № 246/16-3 от 13.01.2016)  оказана реальная практическая помощь  через предоставление интернет – ресурса «Труд, занятость, миграция», в котором размещены дорожные карты.


Следует отметить, что для эффективного регулирования процессов внешней  трудовой миграции необходимо концептуально менять подходы по предотвращению нелегальной миграции.


Исходя из выявленных проблем, Фондом науки и образования были разработаны следующие предложения:
1) усиление контроля за пребыванием иностранцев на территории нашей страны. Для этого нужны следующие меры:
– создать единый банк биометрических данных всех иностранцев, попадающих на территорию нашей страны;
-  ввести жесткий контроль за въездом и выездом иностранцев: если человек прибыл на срок до 30 дней, и пограничный контроль до 31 дня не выявил факт выезда этого человека из РФ, то он немедленно объявляется в розыск;
2) введение обязательного присвоения идентификационного номера иностранного лица (все согласятся, что даже аббревиатура  хорошо озвучивается - ИНИЛ) для всех лиц, прибывших в Россию,  кроме лиц, прибывающих с целью официального кратковременного туризма;
3)  установление и применение контроля за местом реального жительства иностранца: в гостинице (в отдельном номере); на съемной площади – по предъявлении арендного договора и при условии соблюдения социальной нормы проживания;
4) установление и применение жесткого налогового контроля за источниками доходов иностранцев. Для этого следует ввести следующее:
- обязательное присвоение ИНН  (можно совместить его с ИНИЛ);
- контролировать размер доходов иностранца: если его доход ниже прожиточного минимума, то ставить вопрос о целесообразности его нахождения в РФ (кроме беженцев);
- ввести обязательное налогообложение всех доходов, переводимых иностранцами за пределы РФ (переводят до 17 млрд. $ в год);
5) нормализация  (ужесточение) правил получения гражданства, в частности:
 - все пять лет – проживание по месту регистрации;
- все пять лет – получение легального дохода не ниже прожиточного минимума;
 - все пять лет – отсутствие правонарушений и судимостей;
- не менее двух из пяти лет - работа в трудонедостаточных регионах РФ.


Это тот минимум средств надежного, действенного и достаточного контроля за пребыванием иностранцев на территории РФ, который должен обеспечить защиту национальных интересов государства и общества в этой сфере. И все эти меры и нормы призваны обеспечить также и прочные позиции России перед другими странами – в условиях глобального изменения политической, экономической, социальной ситуации в мире, когда идет процесс резкого обострения ситуации на мировом рынка труда.


Для привлечения экономически-выгодных иммигрантов с предоставлением статуса постоянного жителя, приоритеты должны быть отданы тем, кто  будет вкладывать инвестиции в сельскохозяйственные или экономически депрессивные районы, экономически обоснованными должны быть   минимальные объемы инвестиций и  минимальная численность  трудоустроенных  местных российских граждан.


Налоговое администрирование.

Мигранты  из России отправляют домой за пределы РФ порядка 15-17 миллиардов в год. В США, например, любой денежный перевод за границу (кроме товарных поставок, коммерческих контрактов, с оплатой какой-то услуги, облагается по ставке 33% автоматически, в   Германии 25%). В России можно перевести любую сумму за границу, не платя никакого налога, контроля не существует. Формально какие-то документы, инструкции, законы существуют.


Есть проблемы  с двойным налогообложением по НДФЛ,  Дивиденды, переводимые за рубеж в пользу юридических лиц, это один налог, в пользу физических – другой. Проблему надо решать через Налоговый кодекс, введя  специальный раздел  который касался бы того, что называется «внешняя налоговая политика». Т.е. осветить  вопросы, регулирующие налоговые отношения с участием иностранного элемента. Такой раздел есть в Налоговом кодексе Франции, Германии, других стран. Тогда существует возможность нормализовать порядок не только учета, но и налогообложения мигрантов.


На настоящий момент необходимо кодифицировать законодательные и нормативно-правовые акты в едином документе, как Миграционный кодекс РФ, ключевые положения которого должны определять:
1)    основы государственного регулирования миграционных процессов;
2) статус основных субъектов миграционных отношений, определяющий направления и виды миграции;
3) порядок выезда из Российской Федерации и въезда в нее, транзитного проезда через российскую территорию для разных категорий мигрантов в соответствии с приоритетами России.
4)   единую систему регистрационного учета лиц по месту пребывания и по месту жительства в Российской Федерации, другие.
Принятие такого Кодекса позволит объединить разрозненные правовые нормы, действующие в области регулирования миграционных отношений, содержащиеся в разных федеральных законах, устранить существующие пробелы миграционного законодательства, ликвидировать устаревшие акты.


Назрела необходимость в преадаптационной подготовке мигрантов, имеющих намерения о переезде в Россию, а также тех  мигрантов, которые уже осуществляют трудовую деятельность в России, но имеющих проблемы с адаптацией и интеграцией  на новом месте.


Для этого мы предлагаем разработать и апробировать Пилотный  проект «Преадаптационная и  адаптационная подготовка внешних трудовых мигрантов» (дистанционный формат), в т.ч. включающий:
1)   дистанционный обучающий курс подготовки  к сдаче экзаменов по русскому языку, истории и основам законодательства Российской Федерации;
2) научно-обоснованный комплекс тестов, которые позволят обучающимся  предварительно определить  не только свой уровень знаний, но  и готовность  к переезду в Россию (в дистанционном доступе);
3)  научно-обоснованный цикл видеолекций по общекультурным ценностям российского общества и основам конфликтологии, антикоррупционности, антитерроризма (в дистанционном доступе).


Данные мероприятия  позволят  иностранным гражданам на начальной стадии принятия решения о переезде в России для осуществления трудовой деятельности   оценить свой   адаптационный уровень,     способствовать  дальнейшему интегрированию в российское сообщество.


Список источников

1.    Конституция Российской Федерации (КРФ) 2015.
2.    Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ 13.06.2012) //  СПС «КонсультантПлюс».
3.    Адаптация и интеграция вынужденных мигрантов (в том числе  с Украины) в местное сообщество: наука и практика, проблемы и перспективы. – М.: МНИ, 2015 – 80 с.

 

Наши партнеры