+7(926)519-49-90      5194990@mail.ru

Фонд науки и образования

Интеграционные модели для трудовых мигрантов: опыт отдельных стран.

А.С. Саяпина В статье рассматриваются вопросы интеграции трудовых мигрантов.



Построение интеграционной модели мигрантов в настоящее время находится в стадии становления вследствие новизны этого феномена в России.

Поэтому изучение международного опыта является полезным для осмысления российской ситуации, с учетом как достижений, так и допущенных ошибок.

Несмотря на то, что за очень короткий срок миграционное законодательство, в основном, сформировалось, все еще много вопросов остается нерешенными или неурегулированными в законодательном порядке.

Европейские страны в целях решения проблем с безработицей среди некоторых групп иммигрантов проводят политику подписания интеграционных контрактов, инициирование этой идеи относится к 1989 году. Рассмотрим опыт отдельных государств Европы по проведению интеграционных мероприятий (для сведения: Австрия, Нидердланды, Финляндия, Германия, Франция, Италия и другие государства заключают миграционные контракты как с вновь прибывающими мигрантами, так и уже находящимися в стране).

На эти цели выделяются средства Европейского фонда интеграции, созданного Европейской комиссией. Интеграционные мероприятия могут включать в себя обучение государственному языку, изучение истории и традиций страны, содействие в профессиональной ориентации и даже профессиональную подготовку.

В Италии на основании Указа Президента Республики от 14.09. 2011 № 179 утвержден Общий свод законодательных актов в области иммиграции, содержащий Регламент в области порядка регулирования соглашения об интеграции. Интеграционное соглашение подписывается при первичном прибытии каждым иностранцем старше 16 лет при подаче заявления на разрешение на пребывание в течение одного года и более в связи с трудоустройством или по причинам воссоединения с семьей и иным причинам.

Утверждение достигнутого уровня интеграции оценивается по кредитной системе:

1) иностранный гражданин набрал 30 кредитов и более, т.е. достиг достаточного уровня интеграции – завершается срок действия соглашения;

2) иностранный гражданин набрал от 1 до 29 кредитов – продление срока действия соглашения на один год

3) расторжение соглашения: иностранный гражданин не достиг достаточного уровня интеграции, вид на жительство аннулируется и его выдворяют с территории Италии (0 или менее 0 кредитов).

Как набираются кредиты: 16 кредитов даются сразу при подписании соглашения в Префектуре, которые дают возможность на бесплатное обучение и информационную сессию по страноведению в объеме от 5 до 10 часов. Дополнительные кредиты даются за более высокий уровень владения итальянским языком и глубокие знания в области гражданской культуры и гражданской жизни в Италии, а также за получение дипломов или аттестатов о квалификации, за использование социальных и медицинских услуг, жилищных контрактов или получение ипотеки на покупку квартиры и т.д.

Аннулируются 15 кредитов за неучастие в сессии гражданской подготовки и информированию о жизни в Италии, которая проводится в течение трехмесячного срока со дня подписания Соглашения. Кредиты могут также быть потеряны, если иностранный гражданин осужден за совершение преступления или за серьезное нарушение закона.

В связи с миграционными нагрузками Германия разработала специальные программы по адаптации мигрантов. С 1 мая 2011 г. Германия отменила ограничения на трудовую миграцию из стран, присоединившихся к Евросоюзу в 2004 году. В связи с ежегодно возрастающим потоком мигрантов, высоким спросом на курсы изучения немецкого языка и не справляющимся потоком мигрантов «народными институтами», решение данной проблемы было поручено Федеральному ведомству по делам переселенцев и беженцев. В основу новой модели лег опыт работы институтов Гете, которые долгое время представляют немецкий язык, как за рубежом, так и внутри Германии, были организованы интеграционные курсы. Интеграционные курсы в Германии относятся к проектам «с низким пороговым уровнем», доступным всем, кто желает выучить немецкий язык и пользоваться им в повседневной жизни и трудовой деятельности.

Эти курсы делятся для аналфабетов (900 академических часов), общие интеграционные курсы (600 академических часов), родительские курсы (900 академических часов), курсы для молодежи (600 академических часов). Еще есть курсы для «почтовых невест», вышедших замуж за немцев, для них открыты специальные курсы «Немецкий для мамы».

Изучение языка начинается с уровня А1 (уровень для начинающих, низший уровень владения языком) и заканчивается уровнем В1, реже уровнем В2 (уровень для продолжающих, средняя ступень владения языком). По окончании курсов сдаются экзамены и выдается сертификат.


Список источников

1. Попова Е.Г. Иммиграционная политика Италии и возможности ее применения в России. С.24/Научная библиотека диссертаций и авторефератов – www. dissercat. com
2. Т. Гресько. Мигранты в Германии: жизнь после пееезда. www. fb.ru
3. Регулирование процессов внутренней и внешней трудовой миграции: адаптация и интеграция. Научный руководитель Сулейманов Д.Н. – М.:МНИ, 2016 – 112 с.
4. сайт НО «Фонд науки и образования». www. фонд-науки.рф

 

Наши партнеры