+7(926)519-49-90      5194990@mail.ru

Фонд науки и образования

Центры преадаптации и адаптации мигрантов

Центры необходимые для российской экономики



Д.Н. Сулейманов[1]

Т.Н. Мехова[2]

Дистанционные центры преадаптации и адаптации мигрантов – необходимы для российской экономики

Аннотация.

В настоящее время назрела острая необходимость принятия мер о создании новых форм взаимодействия с мигрантами, исключения из этого поля коррупционных факторов и криминализации самой среды, в которую попадают мигранты и члены их семей. Авторами статьи предложена одна из форм такого взаимодействия - дистанционное предоставление услуг.

Ключевые слова:

внешние трудовые мигранты, адаптация, преадаптация дистанционные центры, законодательство РФ, трудоизбыточные и трудонедостаточгные регионы.

 

D.N. Suleymanov

T.N. Mekhova

Remote centers for preadaptation and adaptation of migrants are necessary for the Russian economy

Annotation.

At present, there is an urgent need to take measures to create new forms of interaction with migrants, exclude corruption factors from this field and criminalize the environment in which migrants and members of their families fall. The authors of the article proposed one of the forms of such interaction - remote provision of services.

Keywords:

External labor migrants, adaptation, preadaptation, distance centers, the legislation of the Russian Federation, labor-surplus and labor-insecure regions.

 

  Процессы адаптации и интеграции внешних трудовых мигрантов сопровождаются включением в новую для них языковую, социокультурную и профессиональную среду, которая в значительной мере отличается от родной, в том числе зависит и от степени образования, полученного ими своей стране.

  Иностранные граждане, намеревающиеся переехать в Россию для осуществления трудовой деятельности, и те, которые осуществляют трудовую деятельность в России, испытывают большие трудности в приобретении знаний для сдачи комплексного экзамена по истории РФ и основам законодательства РФ, поскольку обучение по названным выше предметам в странах исхода осуществляется на родном языке, а русский язык изучается, как иностранный.

  Диапазон факторов, влияющих на уровень владения русским языком, также очень широк: особенности функционирования русского языка в регионе, откуда прибыла семья, культурные факторы; наличие/отсутствие русской языковой среды; семейно-бытовые условия и язык в семье.

  Кроме того, при обучении в школах стран исхода на этот уровень могут влиять недостаточно полное формирование навыков чтения учениками, проблемы в понимании обращений устной речи и письменного высказывания; неумение передать свои впечатления, чувства, переживания, мысли, рассуждения с помощью речи. При этом словарный запас очень ограничен; зачастую мигранты не понимают смысл простейших образных выражений.

  Следует иметь в виду и то, что они должны за максимально короткий срок, жестко ограниченный программой обучения в родной стране, хорошо освоить и понимать хронологическую последовательность российских исторических событий, владеть специальными терминами по основам законодательства Российской Федерации.

  Помимо этого нельзя не учитывать также разнообразие национальных приоритетов в сфере образования и политических интересов стран исхода по отношению к России.

  Как показывает практика, несовершенство законодательства РФ в сфере регулирования процедур проведения комплексного экзамена и контроля за организациями, уполномоченными по его проведению, а также вышеназванные факторы позволяют мигрантам без реальной сдачи комплексного экзамена самостоятельно, приобретать сертификаты через недобросовестных посредников, не неся при этом никакой ответственности ни перед государством, ни перед обществом.

  В настоящее время назрела острая необходимость принятия мер, в том числе законодательного характера, о создании новых форм взаимодействия с мигрантами, исключения из этого поля коррупционных факторов и криминализации самой среды, в которую попадают мигранты и члены их семей.

  Одной из форм такого взаимодействия является дистанционное предоставление услуг:

  - является бесконтактным, но при этом общедоступным, открытым;

  - простым для понимания и пользования;

  - учитывает современные научные и практические достижения в сфере образования, предоставления государственных услуг в электронном виде и т.п.;

  - услуги предоставляются в любой точке мира, в удобное время суток, в любом удобном месте.

  Так, например, некоммерческая организация, осуществляющая свою деятельность в сфере межнациональных отношений и миграции населения, может без особых финансовых затрат открыть на своем сайте дистанционный центр преадаптации и адаптации мигрантов.

  По мнению специалистов Фонда науки и образования, преадаптационная подготовка иностранных граждан, намеревающихся к переезду в Российскую Федерацию, это – комплекс мероприятий правового и социально-экономического характера, включающий:

  - услуги, в том числе в странах исхода по обучению и подготовке к сдаче комплексного экзамена по русскому языку, основам законодательства РФ и истории РФ в объеме, необходимом для временного пребывания на территории РФ с целью осуществления трудовой деятельности, для временного или постоянного проживания на территории РФ;

  - услуги по информационно-правовой поддержке лиц, намеревающихся переехать в РФ для осуществления трудовой деятельности, временного или постоянного проживания;

  - другие мероприятия, способствующие включению иностранных граждан в социальное и культурное пространство российского общества: обучение общекультурным ценностям российского общества и основам конфликтологии, антикорупционности, антитерроризма и т.д; налоговой грамотности; профориентация с учетом особенностей трудоизбыточных и трудонедостаточных регионов РФ и др.).

  Дистанционные центры преадаптации и адаптации для иностранных граждан, намеревающихся осуществлять трудовую деятельность в РФ, а также тех, кто уже ее осуществляет, будут способствовать не только совершенствованию знаний, но и, в том числе:

  - широкому распространению русского языка;

  - знакомству с культурно-историческими и национальными ценностями РФ;

  - освоению знаний в области налогового законодательства, налогового и миграционного администрирования;

  - созданию положительного имиджа российского бизнеса на мировой арене;

  - привлечению иностранных инвестиций, научных и высококвалифицированных кадров.

  В настоящее время НО «Фонд науки и образования» развивает это направление, осуществляя Пилотный проект «Преадаптационная и адаптационная подготовка внешних трудовых мигрантов», в части предоставления обучающих курсов предварительной подготовки к сдаче комплексного экзамена по русскому языку, истории РФ и основам законодательства в дистанционном формате, сейчас проходит апробация этого Проекта.

  Первые результаты показывают его востребованность и целесообразность развития, а также совершенствования и создания полноценного комплекса преадаптационных и адаптационных услуг: от освоения навыков и знаний в области русского языка, истории и культуры России, основ законодательства РФ, особенностей региональных рынков труда, которые необходимы для временного пребывания на территории РФ с целью осуществления трудовой деятельности, временного или постоянного проживания на территории РФ, до информационно-правовой поддержки, повышения уровня профессиональной подготовки и переподготовки (совокупность адаптационных мероприятий).

  Для достижения основных целей и решения задач по предоставлению Дистанционными центрами преадаптации и адаптации услуг мигрантам, целесообразно осуществлять (проводить) по следующим направлениям:

  - предварительная подготовка к сдаче комплексного экзамена по русскому языку, истории РФ и основам законодательства РФ (дистанционные обучающие курсы и контроль качества знаний в форме электронного тестирования);

  - дистанционное обучение общекультурным ценностям российского общества и основам конфликтологии, антикорупционности, антитерроризма и т.д. (курс лекций в дистанцонном доступе);

  - дистанционное обучение налоговой грамотности по 3-м уровням: минимальные знания (трудовые мигранты); средний уровень (получение вида на жительство, приобретение гражданства РФ); высший уровень (квалифицированные и высококвалифицированные специалисты) (курс лекций в дистанционном доступе);

  - профориентация с учетом особенностей трудоизбыточных и трудонедостаточных регионов РФ для внешних мигрантов, намеревающихся осуществлять трудовую деятельность в РФ (дорожная карта);

  - другие мероприятия (информационно-правовая поддержка, повышение уровня профессиональной подготовки и переподготовки и т.п.).

  При разработке и создании Дистанционных миграционных центров преадаптации и адаптации мигрантов необходимо также учесть приоритетность национальных интересов России:

  - уважение иностранными гражданами государственного языка Российской Федерации; культуры, традиций и истории народов, проживающих в РФ; соблюдения норм законодательства РФ и правил поведения в российском обществе;

  - соблюдение прав иностранных граждан на сохранение своей этнокультурной самобытности и вероисповедания независимо от пола, расы, национальности, гражданской принадлежности, социального происхождения;

  - приоритетность региональных и местных рынков труда с учетом этнокультурной, социальной, демографической и миграционной ситуации в этих субъектах и местных образованиях, а также с учетом таких факторов как трудоизбыток или трудонедостаток, экономических факторов и географического расположения.

 

 

1  Директор Налогового института РосНОУ, кандидат экономических наук.

2  Заместитель директора Фонда науки и образования, советник налоговой службы РФ II ранга.


Список использованных источников

1. Кашин В.А. Адаптация и интеграция вынужденных мигрантов (в том числе с Украины) в местное сообщество, наука и практика, проблемы перспективы. – М.: МНИ, 2015 - 80 с.
2. Сулейманов Д.Н. Миграционная ситуация в России. Правовые, социальные и экономические аспекты. – М.: МНИ, 2014. - 138с.
3. Сулейманов Д.Н. Регулирование процессов внутренней и внешней трудовой миграции: адаптация и интеграция. – М.: МНИ, 2016. – 112с.
4. Сулейманов Д.Н. Экономике России необходимо совершенствование регулирования миграционных процессов / Позиция гражданина – М.: МНИ, 2015. – С. 100-104.
5. Сулейманов Д.Н. Внутренняя трудовая миграция: трудоизбыточные и трудонедостаточные регионы России / Позиция гражданина – М.: МНИ, 2015. – С. 204-208.
6. Сулейманов Д.Н. Проблемы и перспективы адаптации и интеграции вынужденных мигрантов в местное сообщество/ Позиция гражданина – М.: МНИ, 2015. – С. 222-226.
7. Сулейманов Д.Н., Саяпина А.С. Адаптация детей мигрантов/ Экономика. Санкции противосанкции – М.: МНИ, 2016. - С. 16-18.
8. Сулейманов Д.Н., Саяпина А.С. Налоговая грамотность мигрантов / Экономика. Санкции противосанкции – М.: МНИ, 2016. - С. 19-21
9. Сулейманов Д.Н., Саяпина А.С. Внешняя ирудовая миграция: статистика и реальность / Экономика. Санкции противосанкции – М.: МНИ, 2016. - С. 75-78
10. 10. Сулейманов Д.Н., Паскачев А.Б., Саяпина А.С. Положительные эффекты законодательных инициатив в сфере трудовой миграции / Экономика. Санкции противосанкции – М.: МНИ, 2016. - С. 79-84.
11. URL: http://фонд-науки.рф/ – сайт НО «Фонд науки и образования».
12. URL: http://fms.ru/ – сайт Федеральной миграционной службы.
13. URL: http://rosnou.ru/ – сайт Российского нового университета.

Наши партнеры