+7(926)519-49-90      5194990@mail.ru

Фонд науки и образования

Проблемы России и пути их решения

Привлечение иностранных специалистов



Сулейманов Д.Н.[1]

Совершенствование процессов трудовой миграции: международный опыт и его использование в России

Аннотация.

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с привлечением иностранных высококвалифицированных и квалифицированных специалистов, международный опыт на примере США, проблемы России и пути их решения.

 

D.N. Suleymanov

Improving labour migration processes: international experience and its use in Russia

Annotation.

This article discusses the issues related to attracting foreign highly qualified specialists, international experience on the example of the United States, Russia's problems and their solutions.

 

Совершенствование процессов трудовой миграции: международный опыт и его использование в России

  Анализ исторического и современного зарубежного опыта трудовой миграции, ее позитивных и негативных сторон для экономики, а также методов регулирования трудовой миграции и управления процессом трудовой миграции очень важно для России на современном этапе.

  Вопрос о привлечении трудовых иммигрантов очень часто в публикациях в СМИ рассматривается с точки зрения работодателей (почему им выгодно привлекать трудовых мигрантов) и последствий привлечения низкоквалифицированных трудовых мигрантов (социальные последствия и т.д.) и фактически не рассматривается с точки зрения воздействия на трудовой потенциал.

  Вместе с тем, в зависимости от умения использования квалифицированных трудовых ресурсов, от организации процесса профессиональной подготовки кадров в соответствии с требованиями современного производства и внедрения инновационных технологий зависит будущее России, и ее место в мировой экономике.

  Поэтому одной из задач миграционной стратегии в России является привлечение высококвалифицированных специалистов. Однако, на практике их приезд затруднителен, поскольку в России таким специалистам сложно предложить удовлетворяющие их условия найма и жизни, хотя в крупных компаниях занятость иностранцев практикуется.

  Весьма полезно изучить опыт США, а также опыт европейских стран, так как эти страны имеют достаточно много общего с Россией (низкий уровень рождаемости, дефицит рабочей силы, уровень жизни более высокий по сравнению с развивающимися странами, где имел место демографический взрыв и имеется избыток рабочей силы).

  США стимулировали и продолжают стимулировать приток в страну высококвалифицированных и квалифицированных кадров, ученых. Весьма наглядно это проявляется в научно–технической сфере, образовании и здравоохранении, куда особенно охотно привлекаются специалисты из–за рубежа. В ряде областей науки (компьютерные, инженерные науки, математика, биология), в медицине и некоторых наукоемких отраслях экономики от 1/3 до 1/2 специалистов высшей квалификации представлены выходцами из других стран. К этой же категории относится и каждый третий американский лауреат Нобелевской премии в области медицины и психологии.

  В США выделяется несколько категорий лиц, которые могут приобрести статус постоянного жителя на основании трудоустройства. Выделяется несколько категорий иммигрантов по степени предпочтения.

  Категория Е-1 (первое предпочтение) включает лиц с выдающимися способностями в области науки, искусства, образования, бизнеса и спорта.

  К категории Е-2 (второе предпочтение) относят лиц с высоким уровнем образования (имеющие степень магистра), а также лиц с исключительными способностями в области науки, искусства или бизнеса.

  Категория Е-3 (третье предпочтение) включает квалифицированных рабочих и неквалифицированных рабочих, лиц с дипломом, аналогичным уровню бакалавра, а также неквалифицированных рабочих, дающимися способностями в области науки, искусства, образования, бизнеса и спорта.

  Категория Е-4 (четвертое предпочтение) – священнослужители.

  Категория Е-5 (пятое предпочтение) – инвесторы.

  Трудовая сертификация (laborcertification) – это процесс доказательства работодателем того, что наем данного иностранного не ухудшит состояние рынка труда для американцев, имеющих ту же профессию. Доказательство должно быть представлено Министерству труда и департаменту труда соответствующего штата.

  Первая, четвертая и пятая категории не проходят трудовой сертификации.

  Для некоторых подгрупп в рамках категорий требуется предложение о найме, для других не требуется.

  Существует также «Список А» приоритетных специальностей. Специалисты, имеющие эти специальности, не проходят трудовой сертификации. Для категории E-1 и для категории Е-5 не требуется предложения о найме.

  Ученые из бывшего СССР, которые имели опыт работы или работали в области «высоких технологий», связанных с производством баллистических ракет, ядерного оружия и т.д. также не проходили трудовой сертификации и не представляли предложения о найме.

  Министерство труда США составляет и периодически обновляет также “список Б” (Schedule В), который включает перечень профессий, по которым нет недостатка в предложении рабочей силы и соответственно имеющие эти профессии и желающие иммигрировать в США по этим профессиям не пройдут трудовой сертификации. Этот список включает многих рабочих «массовых профессий». Это – бармены, водители грузовиков, тракторов, кассиры, кладовщики, клерки, лифтеры, машинистки, носильщики, операторы швейных машин, охранники, повара, помощники медицинских сестер, продавцы, рабочие на складах, рабочие по кухне, рабочие-сборщики, садовники, санитары, таксисты, телефонисты, уборщики в отелях и мотелях, упаковщики, чернорабочие.

  В настоящее время в России проходит процесс совершенствования законодательной базы по аспектам привлечения и трудоустройства иностранных специалистов. Законы до сих пор нуждаются в правках и доработках, но в уже принятых изменениях наблюдаются положительные тенденции: система квотирования больше не тормозит привлечение квалифицированного персонала, существенно уменьшается обилие документов и юридических сложностей для привлечения и оформления высококвалифицированных специалистов, обращается внимание на возможные социальные проблемы иностранных работников в России.

  Трудовое право не действует изолированно, а является частью российской правовой системы. Поэтому правовое регулирование того или иного блока отношений зачастую достигается лишь при условии вовлечения в этот процесс норм иных отраслей права. В разрезе рассматриваемого вопроса такими отраслями являются, в частности, налоговое и административное законодательство.

  Согласно п. 1 ст. 13.2 ФЗ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в РФ предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в определенном этим пунктом размере. Статус иностранного гражданина, привлекаемого к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированного специалиста, предполагает ряд преимуществ для данного лица по отношению к другим иностранным гражданам, привлекаемым к трудовой деятельности. К данным преимуществам в частности относятся упрощенная процедура получения вида на жительство, отсутствие необходимости в подтверждении владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации при подаче заявления о выдаче разрешения на работу. Кроме того, в отношении доходов указанных высококвалифицированных иностранных специалистов в силу п. 1 и п. 3 ст. 224 НК РФ применяется ставка НДФЛ в размере 13% независимо от наличия статуса налогового резидента РФ. Данное положение является исключением из общего правила, поскольку для иных иностранных граждан установлено правило резидентства.

  По официальным данным МВД России оформлено разрешений на работу иностранным высококвалифицированным специалистам (ВКС) и квалифицированным (КС) в 2016 г. – 41770, тогда как в 2011 г. этих специалистов было – 54861 (снижение на 24%), снижение против 2015 г. на 8% (45654 специалиста).

  Плюс набившая уже оскомину проблема «утечки мозгов», которая, тем не менее, не решается, а усугубляется.

  В США на сегодняшний день работает 16 тыс. докторов наук, эмигрировавших из России, тогда как в нашей стране их осталось 28 тыс. То есть каждый третий получивший докторскую степень, выучившийся в нашей стране, сейчас трудится на благо другого государства, а, в связи с геополитической обстановкой, фактически работает в ущерб интересам своей Родины. И эмигрируют не только в Штаты, если учесть в этой статистике европейские страны, то и соотношение уже будет один к одному. Стоит отметить и качественную составляющую — уезжают, как правило, самые способные, перспективные и продуктивные ученые. Согласно исследованию ООН, отъезд из страны одного человека, имеющего высшее образование, наносит ей ущерб, варьирующийся от 300 до 800 тысяч долларов. Это прямая угроза национальной безопасности России.

  Для сведения: существенный показатель состояния науки в стране - доля ее вклада во всю совокупность мировых научных открытий. При советской власти СССР вносил примерно 14% в мировую науку (в основном за счет космоса, энергетики и географических открытий), пик был достигнут в 70-е, когда на долю СССР пришлось 18%. В постсоветское время вклад нашей страны составил около 4%, и доводов о том, что Россия - это не весь СССР, здесь явно недостаточно.

  Говоря о межстрановых сравнениях можно упомянуть также, что в доле мировых расходов на НИОКР России сейчас принадлежит менее 2% (согласно докладу ЮНЕСКО, в 2013-м году в доле мировых расходов на НИОКР 28,9% принадлежит США, Европе — 22,7%, Китаю — 19,6%, Японии — 9,6%).[2]

  По-видимому, причиной тому существующие в настоящее время правила привлечения ВКС и КС не дают полной возможности реализации миграционной политики, а размер заработной платы в один-два миллиона рублей в год – слишком высокий порог для работодателя.

  Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Евгеньевич Дискин 3 октября 2017 года на круглом столе: «Нормативные правовые новации в сфере межнациональных отношений в Российской Федерации, а также адаптации и интеграции мигрантов» отметил, что «…позитивно настроенным и квалифицированным мигрантам следует предоставить возможность становиться гражданами Российской Федерации. В этом случае они будут не только способствовать улучшению демографической ситуации, но и обеспечивать страну квалифицированной и мотивированной рабочей силой…». Кроме того нужно, с точки зрения И.Е. Дискина, установить обязательства бизнеса по отношению к мигрантам, так как работодатели «тоже являются активными участниками процесса и должны проявлять заботу о сотрудниках».

  По мнению специалистов Фонда науки и образования Меховой Т.Н. и Ноха М.Д., целесообразно предусмотреть в законопроекте «Социальная и культурная адаптация и интеграция иностранных граждан в Российской Федерации» специальный раздел, касающийся этой категории мигрантов.

  Например, помимо указанных условий, с учетом российской специфики, ввести для мигрантов-предпринимателей дополнительные условия:

  - осуществлять инвестиции в российскую экономику в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;

  - они должны обладать определенным опытом работы в секторе экономики, в котором они собираются открыть свое дело, а также средствами для открытия этого дела;

  - создавать не менее 2 (двух) полноценных рабочих мест.

  По примеру других развитых стран установить, что осуществление трудовой деятельности по договору найма автоматически придает для работника статус налогового резидента (независимо от применения нормы «свыше 183 дней»).

  Программы экономической иммиграции и привлечения высококвалифицированных и квалифицированных специалистов должны согласовываться на федеральном и региональном уровнях. Регионы могут выступать с инициативой проведения целевых программ привлечения иммигрантов, например, для аграрного переселения или работы на Крайнем Севере, с привлечением собственных материальных и финансовых ресурсов для реализации этих и других подобных программ. Национальные образования РФ могут вносить дополнения и уточнения в балльную систему оценок отбора трудовых иммигрантов (например, оценку уровня знаний, помимо русского языка, языка автономной республики или области).

 

 

1  Директор Налогового института РосНОУ, кандидат экономических наук.

http://rusrand.ru/analytics/nauchnaya-fantastika


Список использованных источников

1. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года
2. Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» от 18 июля 2006 г. №109-ФЗ
3. Федеральный закон Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 127–ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
4. ИТАР–ТАСС. 2017.: [Электронный ресурс]. URL: http://itar–tass.com/
5. Новости Евросоюза. 2017.: [Электронный ресурс]. URL: http://ru.euronews.com/
6. Российская газета. 2017.: [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/
7. Севастьянов А.Н. Расцвет в эпоху застоя. 2014.: [Электронный ресурс]. URL: http://www.sevastianov.ru
8. Официальный сайт «Center for American». URL: www.americanprogress.org
9. Официальный сайт «Pew Research». URL: http://www.pewsocialtrends.org
10. http://rusrand.ru/analytics/nauchnaya-fantastika
11. URL: http:///www.kremlin.ru
12. URL: www.government.ru
13. URL: www.fadn.gov.ru
14. URL: www.мвд.рф
15. URL: www.фонд – науки.рф

Наши партнеры